ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 129 гостей онлайн

Эл. почта Печать

Театральная Беларусь — Афиша

Мероприятие 

Название:
"Раскiданае гняздо"
Когда:
07.04.2013 19.00
Театр:
Гродненский областной драматический театр - Гродно

Описание

Янка Купала

Раскiданае гняздо

драма на дзве дзеі

Трагедыя прыйшла ў сялянскую хату, у патрыярхальны свет яе гаспадароў – сям’ю Лявона Зябліка, якая адмовілася падпарадкоўвацца яснавяльможнаму пану. Над родным «гняздом» – домам, імя якому Беларусь, навісла пагроза...
Рэжысёр-пастаноўшчык - Аляксандр Гарцуеў
Мастак-пастаноўшчык - Таццяна Сакалоўская
Балетмайстар - Аляксандр Цебянькоў
Працягласць 2 гадзіны 10 хвілін з антрактам

Место

Гродненский областной драматический театрКарта
Театр:
Гродненский областной драматический театр   -   Веб-страница

Описание

Создан в сентябре 1947 года на базе переведенного в Гродно Бобруйского областного драматического театра. Художественный руководитель – Н.Ковязин (до 1950).
 
Театр возглавляли главные режиссеры: Ю.Юровский (1950), С.Рахманов (1950-1951), И.Парамонов (1951-1952), А.Миронский (1953-1955) И.Попов (1952-1953, 1955-1963), А.Струнин (1963-1975), В.Короткевич (1975-1981), А.Шалыгин (1982-1984), И.Петровский (1985-1990), М.Резцов (1991-1994), Г. Мушперт (1994-1998), С. Полещенков (2000-2001), худ.рук. О.Жюгжда (2002-2003), с 2008 г. – засл. деятель искусств Латвии В. Мацулевич.
 
Главные художники: О.Марикс(1953, 1957), Б.Малкин (1955-1956), М.Гафт (1959-1965), Н.Якунин (1966-1984), К.Чемеков (1985-1988), Ф.Розов (1991-2000), с 2000 Т.Соколовская.
 
Открылся 20 октября 1947 года спектаклем «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Островского (реж. Н.Ковязин).
 
Вначале театр сохранял прежний репертуар, в формировании которого важное место отводилось классическим произведениям. В этот период яркими были постановки классики (примерно треть репертуара): костюмные пьесы П.Кальдерона, К.Гольдони, О.Голдсмита, Ф.Шиллера, психологические произведения А. Островского, И.Гончарова, М.Горького, С.Найденова.
 
В репертуаре 1950-1960-х г.г. органично сочетались постановки классики: «Дачники» М.Горького (1956; реж. И.Попов), «Власть тьмы» А.Толстого (1959; реж. И.Попов), «Три сестры» А.Чехова (1960; И.Попов) и др.), современной российской драматургии («Друзья и годы» Л.Зорина (1962; реж. И.Попов), «Пять вечеров А.Володина (1963; реж. И.Попов) и др. В этот период театр впервые обратился к белорусской драматургии: «Когда зацветают сады» В.Полесского (1950; реж. В.Иконников), «Поют жаворонки» К.Крапивы (1951; реж. И.Парамонов), «Это было в Минске» А.Кучера (1952; реж. И.Попов), «Год свершений» П.Василевского (1957; реж. И.Попов).
 
В 1960-1970-х г.г. определяющими были историко-революционные, эпические полотна, насыщенные гражданским пафосом: «Порт-Артур» И.Попова по А.Степанову (1963; реж. А.Струнин), «Между ливнями» А.Штейна (1966; реж. А.Струнин) и др. Среди постановок белорусских пьес: «Сердце на ладони» по И.Шамякину (1965; реж. А.Струнин), «Примаки» Я.Купалы (1972; реж. В.Скоробогатов), «Откуда грех?» А.Петрашкевича (1970; реж. В.Скоробогатов), „Трибунал” А.Макаенка (1971; реж. А.Струнин), „Последний шанс” В.Быкова (1975; реж. А.Струнин).
 
Стремлением к яркости и выразительности формы, к острому выявлению стилевых и жанровых особенновтей произведений выделяются постановки 1970-1980-х г.г.: масштабные спектакли „Оптимистическая трагедия” В.Вишневского (1975; реж. В.Короткевич), «Темп-1929» М.Захарова по ранним пьесам Н.Погодина (1976; В.Короткевич); пьесы морально-этической проблематики „Провинциальные анекдоты” А.Вампилова (1976; реж. К.Малькович), „Мы, нижеподписавшиеся” А.Гельмана (1980; реж. В.Короткевич); классическая „Бесприданница” А.Островского (1976; реж. В.Короткевич), «Зыковы» М.Горького (1979; В.Короткевич) и др. Активно осваивалась театром белорусская драматургия: «Тревога» (1975; реж. В.Короткевич) и «Франциск Скорина» («Написанное остаётся») А.Петрашкевича (1978; реж. В.Короткевич), «Милый человек» К.Крапивы (1976; реж. В.Короткевич), «Павлинка» Я.Купалы (1979; реж. А.Ушатский, В.Мищанчук), «Нестерка» В.Вольского (1980; реж. В.Симакин) и др.
 
В 1980-1990-х г.г. в репертуаре преобладали пьесы морально-этической проблематики: «Калина красная» В.Шукшина (1981, реж. Н.Динов), «Вечно живые» Ф.Розова (1983; реж. В.Шелыгин), «Воспоминания» А.Арбузова (1985, реж. А.Каменская). Среди других значительных спектаклей: «Кто боится Виржинии Вульф?» Э.Олби (1985; Б.Мартынов), «Князь Новогрудский» Л.Прокопчика и Д.Кальченко (1987; реж. И.Петровский). «Пинская шляхта» В.Дунина-Марцинкевича (1988; реж. Б.Второв), «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по В.Войновичу (1990; реж Ю.Чернышов).Одними из лучших постановок 1990-2000 г.г. стали «Лолита» Э.Олби по В.Набокову (1990; на Международном фестивале в Брянске в 1993 году роль Лолиты в исполнении С.Завадской отмечена как лучшая женская роль); «Нора» Г.Ибсена (1994; на “Маладзечанскай сакавіцы-96” роль Норы в исполнении Л.Волковой отмечена как лучшая женская роль). Интеллигентностью и высоким вкусом, мягким юмором и глубоким философским подтекстом отличились постановки режиссера Г.Мушперта: «Датская история» А.Шапиро (1994), «Дорогая Памела» Дж.Патрика (1994), «Разбойник» К.Чапека (1997), «Король, дама, валет…» по В.Набокову, и др. Заметным явлением стали постановки режиссера М.Абрамова «Полоумный Журден» М.Булгакова (1995), «Салемские ведьмы» А.Миллера (1996). Огромный успех имели постановки на белорусском языке пьес А.Дударева в постановке режиссера В.Мазынского «Рогнеда и Владимир» (1998) и «Черная панна» (1999).
 
На современном этапе репертуарная афиша театра жанрово и тематически разнообразна. В ней по-прежнему сочетаются как произведения классической зарубежной и белорусской драматургии, так и произведения современных зарубежных и белорусских авторов. К успехам нынешнего десятилетия можно отнести спектакли: «Рок-концерт с Григорием Гориным» по Г.Горину (2001; реж. Г.Мушперт), «Афинские вечера» П.Гладилина (2001; реж.Г.Мушперт), «Одинокий запад» М.Мак-Донага (2003; реж.Г.Мушперт). Заметное место занимают постановки современной белорусской драматургии: «Наука любви» С.Ковалева (2001; на фестивале белорусской драматургии в г.Бобруйске в 2001 г. роль Уршули Радивил в исполнении Е.Гайдулис отмечена как лучшая женская роль года, а С.Ковалев и реж. О.Жюгжда – как лучшие автор и режиссер), «Пьемонтский зверь» А.Курейчика (2002; реж. О. Жюгжда). Популярностью зрителей пользуются такие спектакли текущего репертуара как “Камедыя пра нешчаслівага селяніна...” В.Рудова , «Муж для поэтессы» Е.Поповой, «Мальчик и Маргарита» И.Смирнова-Охтина, «Слишком женатый таксист» Р.Куни, Я.Купалы “Раскіданае гняздо”, «Планета» Е.Гришковца, «Старомодная комедия» А.Арбузова ( 2007; реж. А.Глотов), «Голый король» Е.Шварца, «Раскиданное гнездо» и «Примаки» Я.Купалы, «Курица» Н.Коляды.
 
В репертуаре театра много спектаклей для детей: «Чудеса в перьях» В.Афонина, «Играем в Маршака» С.Маршак, «Жили-были две лисички» В.Зимина, «Мороз Иванович» Н.Виленчик, «Волшебный сундучок» Ю.Кулика и А.Оксиня, «Оранжевый ежик» С.Белова и С.Куваева , «Золотая табакерка» Т.Ренгард, «Сказ о скоморохе и царе Горохе» М.Корабельника.
 
Значительный вклад в творчество театра внесли народный артист Беларуси Я.Кимберг, заслуженные артисты Беларуси С.Александров, М.Останкова, А.Биричевский, Г.Глиноецкий, В.Гречинский, Л.Дементьева, С.Иванова, М.Ковязина, Н.Короткевич, В.Мищанчук, Ю.Никитин, Т.Николаева, Г.Панкрат, В.Смачнев, Л. Сторожева, В.Смирнов, И.Филипов, А.Царёв.
 
С 1996 года при театре работает танц-театр «Галерея» (хореограф-постановщик Александр Тебеньков), студия танца «Фолюш-балет».
 
Театр поддерживает творческие связи с театрами Беларуси, России, Белостокским драматическим театром им. А.Венгерки (Польша): в 1967, 1987, 1988 и 1989 состоялись обменные гастроли. В 1989 театр выступал в Болгарии, в 1998 – в Германии. В 2006 году руководство театра возобновило прерванные на восемнадцать лет творческие связи с соседним зарубежным коллективом и в ноябре этого года в т-ре им. Венгерки состоялся показ спектакля «Рок-концерт с Григорием Гориным». Спектакль «Се ля ви» Генри Перреа Ками, показанный на сцене театра в феврале 2007 года – это только начало творческих обменов. Театр является постоянным участником Международного фестиваля русских театров стран СНГ и Балтии в г. Санкт-Петербурге «Встречи в России» и Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» (г.Керчь, Украина).
 
В октябре 1947 года Гродненский облдрамтеатр открывался в старинном здании (построенном ещё в 1772 году по инициативе литовского придворного подскарбия Антония Тызенгауза) и проработал в нём почти сорок лет.
 
С 1984 года театр работает в новом здании (арх. Р.Мочульский).
 
Центральный вход украшает трехфигурная скульптурная композиция (скульптор Л.Зильбер). Главный зрительный зал (амфитеатр, балкон) рассчитан на 702 места, малый зал – на 216 мест.