patent Ракеты летают далеко или история о том как Буратины не понадобились

ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 49 гостей онлайн

Ракеты летают далеко или история о том как Буратины не понадобились PDF Печать E-mail
Блоги - Блоги
Автор: Надежда Яковлева   
11.06.2010 01:00
«Вы обратили внимание на эмблему фестиваля? Этот летящий Буратино похож на ракету: развивающийся колпак как пламенный хвост, а черные башмачки — угольки. Так что же это получается? Оборвали свои нитки и улетели Буратины!!? Что вы будете делать без них?!!» (Неточная цитата из фестивальной дискуссии «Театральная инквизиция»).

В каждой шутке есть доля шутки... Слова цитаты, с которой начинаю свой обзор VI Белорусского международного фестиваля, прозвучали в первый день форума и с легкой руки комических критиков Орландо Брикк и Виты Ржаной (Александр Казелло и Ольга Скворцова) определили проблемное поле представленных далее спектаклей.
Во-первых, самое очевидное — в постановках на самом деле мы не увидели ни одной марионетки, из чего ассоциативно возникает вопрос популярности кукольных систем. Подавляющее большинство работающих кукол были вариациями планшетных, в единичных случаях появлялись перчаточные и на потыке («Poison», «Кветачка-вясёлка»). Планшетка уверенно заняла лидирующую позицию возможно потому, что лучше (легче) вписывается в спектакли с драматическим планом, свободней взаимодействует с декорациями и другими сценическими элементами и как будто снимает с актеров жесткие обязательства точного кукловождения.

Авторская вольность в назначении роли и места куклы в постановке приводит нас к следующему пункту проблем — жанровой определенности. На круглом столе официального дискуссионного клуба фестиваля поднимался вопрос об адекватном названии театров, которые по советской традиции продолжают именоваться театрами кукол, но многие из них по сути таковыми уже давно не являются. В пример названий более соответствующих содержанию, приводились западные соседи: польские театры «Гротеск» (Краков), «Маска» (Жешув), Театр куклы и актера в Ломже, от себя добавлю — Театр Фигур Ирис Майнхард (Германия), который приезжал к нам на прошлый фестиваль. Вряд ли белорусские театры в скором времени поменяют шильды над входом, а вопрос жанровой определенности букета непохожих друг на друга эстетик открыт не только у нас в стране, но и по всему миру, так что пока продолжим оперировать привычным термином «театр кукол».

Вплотную бок о бок с уточнением рамок жанра стоит вопрос особенности языка современного театра кукол. То, что обычным зрителем воспринимается хотя бы на уровне «я ничего не понял, но было красиво» (а это уже свидетельствует об эффекте гармонии от данного спектакля), у отечественных критиков с заточенным взглядом преимущественно на драматический театр, вызывает множество вопросов. Для них актер живым планом рядом с куклой — как красная тряпка для быка. Все внимание на него и судят несчастного по всем законам драмы, забывая о том, что он находится в другой системе, а точнее — не видят этой системы. За примером далеко ходить не надо — отзыв «Неодушевленное таким и осталось» об «Антигоне» (режиссер Оксана Дмитриева, художник Наталья Денисова) театра из Полтавы в блогах Театральной Беларуси. Автор задается вопросом: «Зачем тут куклы»? И считает, что если их убрать и подтянуть игру отдельных актеров — получился бы неплохой драматический спектакль. Нельзя не согласиться с тем, что постановку потенциально можно переплавить в драматическую. Но! — тогда это будет совершенно другой спектакль, с другой формой и содержанием.

В полтавском спектакле на первом месте стоит драматургия визуальных средств выразительности, конфликт заключен в противостоянии геометрии и природной пластики живого тела. Эта формальная основа напрямую взаимосвязана с содержанием пьесы. Спиритуализм Софокла О. Дмитриева передает способом, который в театре кукол известен уже не первое десятилетие: актеры представляют пантеон богов, в руках которых куклы — их творения, подвластные ожившие проектные чертежи. В фигуре Креонта, Сергея Цибы, явственно читается образ Зевса. Актер выходит на сцену, раскручивая на цепях 2 факела и ими поджигает обтянутый калькой проволочный каркас храма. Судьба подчиняется Зевсу, будущее в его руках. Если смотреть на актеров через призму маленьких условных кукол, можно прочувствовать образ, который они организуют — иерархию высших сил Вселенной, по сравнению с которыми человек — существо чрезвычайно слабое, у него нет другого выхода, как только следовать надмирной воле. Но боги Древней Греции не были святыми, грешили и ошибались как люди. Софокол относится к ним с трепетным уважением, но немало их очеловечивает. Актеры, предстающие на сцене богами, для нас зрителей все-таки остаются такими же людьми как мы. От чего идея дополняется антиподным современным звучанием — происходит обожествление человека. Так «кто теперь ответит всем за то, что мы и демоны и дети?» (слова из песни Ольги Залесской).

Аскетическую условность кукол продолжает сценография. Переходным звеном между жесткой геометрией и пластикой «живого плана» становятся нежные силуэты теневых картин загробного мира. Чтобы закольцевать стилистику, актеры движутся по выверенным точкам. Чем меньше сила личности героя, тем больше его движения математически ритмичны. «А как смешны переживания бедного Гемона, потому что актёр с куклой в руке, как с факелом бегал и бегал по всему сценическому пространству» (из того же поста). Его переживания величественны, потому что он за одну минуту действия успел обежать 4 стороны света (4 угла квадрата сцены), а свою возлюбленную нашел только в центре — на пороге иного мира. «Как же не отметить монолог Антигоны. Здесь исполнительница сидит на пяточках лицом к зрителям, перед ней стоит кукла, тоже направленная на нас. Актриса действует, а кукла стоит себе постаивает, безучастная, одинокая» (там же). В статуарных кукольных фигурах есть размышление на тему выразительных средств античного театра, утрированных костюмах, характере поведения актеров на сцене.

Театр кукол много почерпнул у языка изобразительного искусства, поэтому иногда хочется в отчаянии воскликнуть: «Господа и дамы критики, ходите не только в театр, но и на художественные выставки! Изучая историю театра, не забывайте заглядывать в историю искусств! С умением воспринимать образность живописи, скульптуры, архитектуры и т.д. для вас откроется дверь в сферу замыслов режиссеров и художников театра кукол». Какие бы формы не принимал театр кукол — он был, есть и будет театром материала.

 

Фото из спектакля «Антигона» — Надежда Яковлева

Просмотров: 15687
Архив комментариев
...
Автор: ХЛ, 18.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: ХЛ, 15.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: ХЛ, 15.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: ХЛ, 15.06.2010
Удалено как offtopic.
белорусский доктор Эммет
Автор: alex_strel, 12.06.2010
у него была комичная роль - дилетанта который все же обладает глобальной тайной, которую раскрывает Барбаре как избранной.


ну допустим Твардовский из Гродно - это такой комический старик, типа Мерлина из мультика о детстве короля Артура. хотя на фига тогда в концовке столь жесткая развязка? ну ладно-ладно, просто так она.
проблема в любом случае не в этом, а в том, что играется эта роль ужимками, прыжками и вскриками (к сожаленю, могу предъявить только общее впечатление, не могу подробней разобрать). я это называю кривлянием, которое увы только умаляет персонажа, который по идее должен объединить собой всю пьесу. без этого спектакль имхо просто распадается на отдельные сцены: то читают стихи, то ругаются актеры, то еще что-то.
эти мои слова можно опровергнуть, вот что. сделайте это убедительно, если сможете.
а я че-то вспомнил Кристофера Ллойда, который играл доктора Эммета в "Назад в будущее". Т.е. можно совмещать комизм и серьезность в таком типаже. и это идет только на пользу.
...
Автор: Надежда Яковлева, 12.06.2010
Да, я дилетантка, и этим горжусь и даже пытаюсь в себе сохранить - это для Лягушатника.
Алексей, хоть убейте не понимаю, почему Твардовский для вас кривлялся... у него была комичная роль - дилетанта который все же обладает глобальной тайной, которую раскрывает Барбаре как избранной. Это читалось. Не вижу проблем.
...
Автор: alex_strel, 12.06.2010
Алексей, а как вы относитесь к перфомансу, который является формой театрального искусства? Там актером может выступать сам художник и рядом не стоявший с актерской профессией.

перфоманс существует по тем же законам, которые на самом деле просты.
в профессиональном спектакле. вот актер - вот зритель, между ними должны возникнуть какие-то взаимные отношения. т.е. актер говорит "я как бы (условно говоря) Креон". И зритель в идеале говорит "Да, договорились, ты Креон". видите, как просто звучит, а в жизни такое происходит очень редко. чтобы убедить зрителя в том, что ты Креонт приходится сильно постараться.
тем более таких несговорчивых зрителей, как сегодня. они ведь сразу норовят спросить "а зачем тебе быть Креонтом?"
у меня такое было в спектакле Жюгжды. вышел артист. по идее он должен был быть паном Твардовским. но он криво кривлялся только и всего.
перфоманс чем выгоден... там исполнитель, как правило, и не думает в кого-то перевоплощаться, а задает такую специфическую условность, что ему и не нужно вообще верить, с ним не нужно договариваться. там совершаются какие-то реальные действия, неусловные даже. которые производят на нас определенные впечатления и так работают.
мы в ЦБД проводили читку "Жизни удалась" Пряжко, там Таня Артимович сделала элемент перфоманса. актриса Наташа Слащева макала себя головой в красную смородину. при этом ни разу она не дала про себя подумать "смотрите, я персонаж Лена!" вообще-то до конца не было ясно, что именно она осуществляла. но на сцене царила атмосфера неловкости, что собственно и было заложено в пьесе.
...
Автор: ХЛ, 12.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: Filip Filipovich, 12.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: ХЛ, 12.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: ХЛ, 12.06.2010
Удалено как offtopic.
Все никак не распрощаетесь…
Автор: Надежда Яковлева, 12.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: ХЛ, 12.06.2010
Удалено как offtopic.
Не дерзайте ж заветы богов преступать! (с)
Автор: ХЛ, 12.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: Надежда Яковлева, 12.06.2010
Алексей, а как вы относитесь к перфомансу, который является формой театрального искусства? Там актером может выступать сам художник и рядом не стоявший с актерской профессией.

Меня тоже больше интересуют названия жанров, а не театров. Хотя не могу не признать, что влияние одно на другое имеет.
...
Автор: alex_strel, 12.06.2010
вот тут проблема. спектакля не видел.
но если говорить вообще, то специфику какого-то особого своего актерского существования для кукловода еще нужно очень сильно обосновать. потому что изначально это неочевидно, что "находясь в другой системе", он может игнорировать изначальные законы любого театрального действа.
условно говоря, если чувак фальшивит, абсолютно не важно, есть у него кукла в руках или нет.

ну и другое замечание походя. буквально на днях пришло приглашение от Ирис Майнхардт на ее новый спектакль. Пройдет он в Zentrum fur Figurentheater Stuttgart. Т.е. в данном случае, театр фигур - это не название коллектива, а название театрального жанра, для которого в Штутгарте сделали целый центр.
...
Автор: ХЛ, 11.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: Надежда Яковлева, 11.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: ХЛ, 11.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: Надежда Яковлева, 11.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: ХЛ, 11.06.2010
Удалено как offtopic.
...
Автор: Filip Filipovich, 11.06.2010
Вообще-то каждый волен выражать свое мнение. А уж воспринимают его господа, или нет - это их личные проблемы. На то даны блоги. Спасибо, Nadzieja.
...
Автор: ХЛ, 11.06.2010
Спиритуализм Софокла О. Дмитриева передает способом
Расскажите в трех - пяти предложения о спиритуализме Софокла, который нам отразила Дмитриева.

Но боги Древней Греции не были святыми, грешили и ошибались как люди. Софокол относится к ним с трепетным уважением, но немало их очеловечивает.
Уточните, для нас боги Эллады не были святыми, или для Софокла?

Какие бы формы не принимал театр кукол — он был, есть и будет театром материала.
Хорошо сказано! Театр материала! Сопромат (я то его сдал) дамы и господа учите, а не только посещайте выставки и театры...


Можно еще ответить, в одном или двух предложениях: о чем все-таки Антигона и о чем этот спектакль. Только не надо оперировать я так вижу (или режиссер так видит), а вы идите гуляйте.

busy