Открытое письмо Олега Жюгжды в блоге ПТЖ Печать
Блоги - Блоги
Автор: Надежда Яковлева   
22.06.2011 18:24

Актер Гродненского областного театра кукол Дмитрий Гайдель организовал частный театр «Провинция» и пригласил несколько коллег из труппы для сотрудничества. До того момента, пока они в своей деятельности не выходили за общепринятые рамки «подхалтуривания» в свободное время — все было спокойно. Но как только в прессе появилась информация о «Провинции» («СБ»), о ее планах, серьезных творческих намерениях, в государственном театре начались скандалы и давление на участников.

На сайте «Театральная Беларусь» не раз можно было встретить анонсы от блогера prowincia. Не сложно догадаться, что под этим ником пытается пиарить свой одноименный частный театрик его директор — Дима Гайдель. В этом отношении мне всегда импонировало усердие Димы в работе со социальными сетями. Такая наивная вера в то, что слово в интернете без финансовых затрат может что-то изменить к лучшему! Впрочем, этими же соображениями руководствовалась и я с моими коллегами из Питера, когда «подбивали» Олега Олеговича Жюгжду прокомментировать сложившуюся ситуацию в открытом письме в блоге Петербуржского Театрального Журнала. Лично выражаю О.О. благодарность, за то, что он не побоялся это сделать. Суть проблемы тут:

 

 

«Проще всего человека съесть, когда он в отпуске...»

Е. Шварц, «Тень».

Стоило только мне сесть в междугородний автобус, отправляющийся из Гродно, как раздался звонок директора: «Я считаю, что Гайдель должен написать заявление об уходе. — На каком основании? — Я так считаю!..»

Не делаю открытия, напоминая, что во многих театрах существуют этакие объединения, «театрики в театрах», антрепризы, наконец! Правда — не в Беларуси. Где все рано или поздно попадает под крыло управленцев от культуры, потому что так проще жить (или выжить?). А о том, что многие актеры в открытую таскаются по халтурам, считая свою службу в театре «хобби», можно вообще не говорить. Главное — тихо!..

Дима «тихо» не хотел — участие в международных фестивалях не может быть тихим. Только громко и открыто...

Манера некоторых директоров распоряжаться театром, как своим собственным, думаю, известна всем (особенно в масштабах провинциальных). Карабасы-барабасы считают себя абсолютной монархией, простирающейся от стенки до стенки того или другого театра. Могут унизить, оскорбить, поломать жизнь, карьеру только потому, что кто-то недостаточно «в ножки поклонился» или много разговаривает.

Директор официально заявил (про предстоящий фестиваль в Рязани — прим. ТБ): или «Пиковая» (спектакль государственного театра — прим. ТБ) или «Провинция». И альтернативы здесь не может быть!

И напрасно взывал О. О. к благоразумию, напрасно спрашивал, не заслужил ли он уступок за одиннадцать без малого, лет службы в театре... Не заслужил. Театр развалил и т. д. и т. п. Начинается старая песня.

Я всегда считал, что чем больше в городе театров, тем выше его культура. Разве бывает много хороших спектаклей, театров?

С другой стороны можно, наверное, гордиться: маленький частный театрик, живущий исключительно на энтузиазме его создателя и тех, кто его поддержал, «угрожает» титаникам гос. театров... и никто не слышит избитой реплики кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!..»

Полный текст на сайте ПТЖ.

Данные на текущее время, которые в письме не упомянуты: Диму Гайделя вынудили уволится, что будет с актерами «Провинции» пока не ясно...