patent Провинциализм

ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 34 гостей онлайн

Провинциализм PDF Печать E-mail
Блоги - Авторский блог
Автор: alex_strel   
03.12.2009 01:00

Один из ключевых "проклятых" белорусских вопросов — вопрос провинциализма.

Сейчас веду переговоры с редактором российского издания о материале про белорусский театр. И... сложно найти общий язык. Потому что, с одной стороны, очень не хочется быть провинциальным, очень хочется хорошего мирового театра — Лепажа, Тальхаймера, Юкио Судзуки. Хочется хотя бы "новой драмы", Женовача и Дмитрия Крымова.

С другой стороны, я отчетливо помню, как после спектакля "Игроки" в постановке Женовача услышал уже на улице: "И что в этом хорошего? Все как-то просто!" Вижу, сколько поклонников есть у эстетики 70-х годов, которую в своей массе исповедуют наши театры. И понимаю, что если в Беларусь приедут ВСЕ названные в предыдущем абзаце люди и будут напряженно и ежедневно трудиться, то года через два-три на их спектакли придут люди, которым это действительно интересно и главное полезно.

Я делаю из того довольно странный вывод. Не нужно нам пока сразу и Лепажа с Судзуки. Надо постепенно, последовательно пережить сначала 80-е, потом 90-е. Постепенно, но желательно побыстрее. Убежден, что провинциализма не стоит стыдиться, хотя гордиться тут тоже не чем (есть мнение, что "мы не дурнее других", но стоит ли ему доверять?!). С этим надо работать. Для начала стоит, наверное, признать: да, мы провинциальны, что же нам делать...

Кстати редактор подарил чудесную формулировку: "Провинциализм — не география, провициализм — это сознание, отсутствие исторической культурной памяти и осознание себя вот этим самым "у нас"..."
Отлично поставлена проблема: культура — как память. Ведь реально сделано было очень много. Были у нас классные постановки по Шекспиру, классные по Чехову, по Островскому, были "Тутэйшыя", было много чего. Сейчас такое ощущение, что все сначала делается...

Задуманная публикация в чем-то была как раз об этом, жалко если не случится... :|

Просмотров: 7461
Архив комментариев
...
Автор: форумец, 09.12.2009
Провинциал в Петербурге, или переживания вокруг модной дряни:
1 - http://az.lib.ru/r/ryleew_k_f/text_0100.shtml
2 - http://az.lib.ru/r/ryleew_k_f/text_0100-1.shtml
ну вот смотрите
Автор: alex_strel, 06.12.2009
Отличный пример. Мы говорим о городе, о театре. С чего мы начинаем разговор: с наклеивания ярлыков. "Культурная столица", "один из лучших театров", "академический", "национальный", наконец "провинциальный" - это тоже ярлык. Под ярлыком я понимаю слово, которое становится самоцелью, теряя при этом значение. Этот театр должен был быть национальным в условиях пропаганды национальной культуры, "адраджэння". Но сейчас не стоит такой задачи. что значит "академический"? Как не субъективно можно определить лучший театр? В итоге провинциализм в том и состоит, что вся деятельность витебского театра направлена на то, чтобы защитить эти свои регалии, которые давно уже для них не имеют никакого значения. Перед ними стоят совершенно другие цели и задачи. Театр существует практически в нетеатральном городе, в агрессивной масскультной среде.
Академический театр в правинциальном городе
Автор: Лео, 06.12.2009
Есть в г. Витебске театр им. Якуба Коласа. Витебск хоть и культурная столица, но городишка, пожалуй, правинциальный. А театр академический, Национальный. Когда-то один из лучших театров. Только вот сегодня переживает не лучшие времена...smilies/angry.gif
...
Автор: malchanau, 04.12.2009
Слушна кажаш, Паша. Яны пра рознае.
...
Автор: Павел Захаренко, 04.12.2009
Па-мойму, вы "паралельна" размаўляеце, пра розныя аспекты аднаго і таго ж, не перасякаючыся.
Лёша пра азначэнне і працэс правінцыялізма ў дынаміцы - стратэгічна і безасабова.
Рома - пра "дыягностыку" правінцыялізма ў "творчай адзінкі" (актор, крытык, etc.)
Хаця, у прынцыпе, у адным сышліся: выбіраць, абараняць і падтрымліваць і Мала стварыць ... трэба, каб запомнілі і зразумелі, што можа быць лепш, і захацелі гэтага.
...
Автор: alex_strel, 04.12.2009
А якая розніца, правінцыйныя мы ці не, калі мяне чытае правінцыйны чытач, а цябе глядзіць правінцыйны глядач?
Яшчэ раз падкрэсліваю ключавую фармуліроўку: наяўнасць КУЛЬТУРНАЙ ПАМЯЦІ. Мала стварыць нешта класнае, трэба, каб запомнілі і зразумелі, што можа быць лепш, і захацелі гэтага.
...
Автор: Падаляка Раман, 03.12.2009
Як толькі чую гэтае слова, мяне ажно перакручваеsmilies/cry.gif. Для мяне ёсьць людзі, якія валодаюць прафесіяй, талентам, часам нават проста напорам і энергіяй - а ёсьць рабы, нявольнікі. І не спяшайцеся злавацца. Рабы заўсёды ад нечага залежаць - ад меркаваннья іньшых, ад усходу і захаду, ад цеплых і хадодных плыняў, ад атсутнасьці таленту. Калі ня хочацца быць "правінцыйным" - дык ня будзь ім!!! Любы творца сам стварае сваю рэальнасьць і трэба пачынаць з сябе. Я думаю, Далі, Кафка, Экзюперы, не задавалі сабе такіх пытаньняў - правінцыйны я ці не? Безумоўна, зараз у нас іньшая сітуацыя, але... трэба выкарыстоўваць любую магчымасьць дзеля таго, каб неяк выявіць СВАЮ рэальнасьць,сваю беларускую культуру.Будзе гэта тэатральная крытыка ці акцерскія работы, стварэньне сайту ці канцэрты. Ў нашай сітуацыі нам зараз трэба навучыцца адчуваць ЖЫВОЕ - гэта значыць выбіраць, абараняць і падтрымліваць свае творчыя выбухі, якія часам здараюцца ТУТ, на нашай зямлі. І гэта няпростая штука. Думаць пра тое, якой трэба прытрымлівацца стылістыкі, на маю думку бесперспектыўна. Як і схема раскрыжаванасьці паміж захадам і ўсходам.
P.S Я не адчуваю сябе правінцыйным акцерам - а ты сябе правінцыйным крытыкам???
...
Автор: Павел Захаренко, 03.12.2009
Первое, что пришло в голову, - практический вопрос: как? кто?
Желательно побыстрее? Как бы нам в 60-е не скатиться...
И масса подобных сумбурных реплик в голове возникало в процессе чтения, соглашаясь с автором и дополняя его smilies/smiley.gif


busy