ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 129 гостей онлайн

Блоги «Театральной Беларуси»

Блоги «Театральной Беларуси»

«Сильфида» сама по себе украшение любого репертуара. Тем приятнее вчерашняя наша премьера. Ожидала я, правда, большего: хотелось и четче, и техничнее, и слаженнее, и атмосференее (и танцах, и в работе технический служб, и в оркестре). Но, что получилось — то получилось. Так или иначе, а это первый спектакль из прошедших премьер, на которой хочется сходить еще раз.

Больше всего не сложилась техническая сторона — уж очень были видны производственные швы. Обнаруживало себя отверстие в стене, куда исчезает Сильфида; слишком явно работали подъемники из окна к Джеймсу/на дерево за гнездом; было видно куда Медж не очень ловким движением рук пытается спрятать (т.е. незаметно подменить) рваный шарф; уж про крылышки, которые никак не хотели отваливаться, я и не говорю. Единственное, что по-настоящему впечатлило — блестящее появление изниокуда Мэдж в первом действии.

Из той же серии и костюмные неудачи. С огромным отрывом лидирует предсвадебный голубой костюм Эффи — это надо же так постараться испортить балерине фигуру. У сутулой и коротконогой невесты, в которую превратил героиню костюм, не было никаких шансов. На втором месте — Сильфида со странной длинной юбки и ее же странным цветом, демонстрирующим все оттенки серого при белоснежном лифе. На третьем — гольфы, в которые были одеты все персонажи, за исключением Сильфид. Мне почему-то казалось, что должны быть гетры или нечто, имитирующее их вязаную фактуру. Меньше всего на эту роль подходят прозрачные получулки брестского чулочно-носочного комбината.


В Москве в рамках «Золотой маски» прошел круглый стол, посвященный «постдраматическому театру». Видео и расшифровка этого круглого стола будет вывешена на сайте «Золотой маски».

А пока предлагаю очень краткий и схематический конспект выступления Владимира Колязина, театроведа, германиста на заданную тему.


Очень разные спектакли привез Смоленский театр на свои гастроли. Открылись гастроли очень интересным «Ревизором». У этого спектакля была очень важная проблема, он фатально «потерялся» во времени и пространстве. То, что, по идее, должно было играться весело и задорно, вяло перешагивало из сцены в сцену. В итоге, было ощущение затянутости.

Но лично для меня все искупили огромное количество придумок, приемов, разных проявлений сценической выразительности — на несколько спектаклей сразу. И тебе театр теней, и остроумный танец пьяных городничего и Хлестакова, и вокализы городничихи, и для меня важное — работа режиссера с текстом.


Самое главное впечатление вечера — невероятная эмоциональная тупость публики. Я конечно, понимаю, что люди в кино пришли и всякое такое. Но мне, например, стало обидно: и за пьесу, и за постановку, и за театр, что у него такой зритель. И за себя обидно.

И театра очень сильно не хватает. Все-таки театральный зал дисциплинирует.


Памяти Рида Талипова

Написал: alex_strel

Вчера умер Рид Сергеевич Талипов, театральный режиссер и педагог, который недавно возглавил витебский Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа.

Это очень плохая новость, потому что мы все потеряли умного режиссера, который тонко понимал драматическое действие и умел в любом тексте найти интересное и важное. Свои спектакли Талипов всегда оформлял сам, и в них оставался отпечаток его утонченного вкуса.

Талипов начал свою художественную деятельность в Беларуси достаточно недавно. В конце 80-х появился его театр-студия. Выпускниками студии стали Анатолий Кот, Анна Лаухина, Эвелина Сакура, Ольга Сизова и многие другие. В студии ставился Мрожек, Ружевич, Зюскинд, именно Талипов осуществлял то, что называется «расцвет студийного движения», «рост популярности драмы абсурда».
В середине 90-х он уехал работать по контракту в Австрию. Своего театра-дома у него так и не появилось. Он много, больше других ставил в белорусских региональных театрах, кажется, поставил что-то везде. Поэтому так трудно, сидя в Минске, судить о его творчестве в полном объеме.


Про детский театр

Написал: alex_strel

Второй год подряд я смотрю спектакли детских театров Фрунзенского района. Руководитель соответствующего отдела Центра творчества «Эврика» устраивает ежегодные смотры. На этих смотрах выдаются грамоты, отбираются спектакли, которые будут показываться в Центре во время каникул (ну кстати из всех видов культпоходов детей в театр, походы в те театры, в которых играют сами дети, лично мне кажутся наименее противными). Я взял за правило подробно разговаривать с руководителями коллективов по тому принципу, как это делается на фестивале детских театров «Карусель» в Рязани: т.е. руководители высказываются по поводу спектаклей друг друга, а критик говорит стороннее мнение.

Что радостно? Это очень немного, но три коллектива я увидел во второй раз, с новыми спектаклями, которые были на голову лучше предыдущих.


Приятный во всех отношениях был вчера «Набукко». Не скажу, что это было гениально, но удовольствие от спектакля я получила.

Убедительна была Нина Шарубина. Не без промахов, конечно. Более всего впечатлили дуэты с Набукко. Эффектнейшая музыка, плюс очень качественная актерская работа.

Владимир Петров как всегда был профессионально-корректен. Без пережимов. Очень качественно вокально. Сцена сумасшествия просто блестяще.


«Люди!..
Люди… забираются в скорые поезда.
Но они уже сами не понимают, что ищут,
и бросаются, то в одну сторону, то в другую»

(Студия современной хореографии Д. Юрченко)

Организационная команда фэста «Театральный куфар» создала новый театральный проект: Международная неделя пластических искусств «Куфар_Пластилин». Спектакли были показаны 11 и 13 февраля, кроме этого в БГУ проходила выставка интерактивная выставка современного искусства. Речь пойдёт о втором вечере.


20 и 24 января прошла запланированная премьера Театра имени Я. Купалы «Самотны захад» по пьесе известного драматурга Мартина МакДонаха. Я подготовил для Белгазеты репортаж на эту тему. Материал про изгнанный ремонтом из своего здания театр в номер не пошел, вывешиваю его здесь.
В ПОИСКАХ КУПАЛОВСКОГО
По дороге на премьеру «Сиротливый запад» силой заставил себя не выйти на  станции метро «Купаловская» — Купаловский театр теперь где угодно, только не там. У входа в большой зал КЗ «Минск» большая толпа. Кто-то предлагает билетики на премьеру. В голове происходит нестыковка — премьера купаловцев должна происходить на малой сцене, большую сцену даже очень модным МакДонахом в Минске не заполнишь. Из дверей «Казы» в поисках кого-то вылетает режиссер Валентина Еренькова — все встает на свои места. На большой сцене идет ее спектакль «Ladie’s night», в котором известнейшие и красивейшие артисты изображают женский стриптиз. Пробираюсь сквозь толпу.
Купаловский театр тоже не там.


До чего же невнятная режиссура-сценография в нашей премьерной «Снегурочке»! Просто диву даюсь, как можно умудриться смешать знаки зодиака, стоухендж, остров пасхи, славян и обломки неизвестного небесного тела. По мне, так они друг в друге совсем не растворяются, не получится однородной массы, как ни бейся. Прибавьте сюда стилизованные мячи для фитнеса (сиречь сферы, наверное, сферы, т.е. судя по- всему постановщик как бы намекает на место и роль этой фигуры в различных философских (или мировоззренческих) концепциях. Я бы не удивилась, если бы в программке прописали Платона с Пифагором). Из этого я сделала один вывод – у постановщиков каша в голове. Но больше всего повеселили все-таки знаки зодиака. Славяне тут причем? И этот наивнейший прием: ход знаков зодиака – ход времени. Или незыблемость космоса. Зачем?

Кроме того, по ходу действия закралась мысль, что текст постановочная команда читала не очень внимательно. Все-таки русский язык (хоть ничего и не разобрать), и до слушателя иногда долетают обрывки фраз. Так, например, при первом появлении Снегурочки перед берендеями речь идет о том, что она в «тулупчике, сапожках, рукавичках», тогда как барышня стоит перед нами явно в платьице.

Обряд  выкупа Купавы из первого действия напоминал все виденные последнее время на наших сценах стилизации свадеб: от Купаловского театра до Симакович, и обратно. Очень своеобразно ведет себя здесь Мизгирь. Вроде как влюбленного изображает. Ну какой же влюбленный так обнимает невесту? Там обнимают любимую тещу, встречая ее на вокзале. И здесь же странный своей резкостью переход. Так швыряются в операх падшими женщинами, но никак ни отвергают невест. Видимо, это призвано демонстрировать первобытность чувств.