ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 118 гостей онлайн

Блоги «Театральной Беларуси»

Блоги «Театральной Беларуси»

мысли...

Написал: Vika

 

Остро чувствуется нехватка театральных событий. Ещё сильнее ощущается почти полное отсутствие в Беларуси активной театральной жизни. То, что позволяет развиваться любому живому организму: заинтересованность, общение, поиск,  попытки создать что-либо, в общем, всё, что можно заменить одной фразой «движение вперёд» - остаётся редким исключением в нашем общем неживом и сером театральном пространстве.

Может быть, звучит слишком категорично. Конечно, можно сказать о том, что в целом всё нормально, привести факты, проценты посещаемости театров, количество премьер, и всё это, по сути, будет правдой. Вот только является ли эта правда и это «нормально» тем, чем можно гордиться. Успокоиться и сделать вид, что ничего страшного не происходит.  Можно, но из такого спокойствия ничего не родится. А сейчас очень нужно, чтобы рождалось, создавалось, искалось. Так важно, чтобы были пробы, эксперименты, личные находки и личные ошибки у каждого. И чтобы этих каждых было как можно больше.

Я совершенно согласна с утверждением о том, что глупо постоянно учиться на чужих ошибках, этим мы лишаем себя возможности пережить и узнать очень важные вещи. Ошибки нам, тоже, очень нужны. А то посмотришь вокруг - ни одного откровенно провального спектакля, везде вытаскивается что-нибудь да хорошее, даже если это хорошее и такое, что лучше бы плохое было. Ошибки рождает действие, действие означает неравнодушие и движение, а движение - это прогресс и развитие, то главное, что сейчас нужно.


Очень интересно рассуждает московский критик Марина Давыдова (если кто не помнит, именна та критикесса, которая обозвала белорусский театр "Заповедником" после "Земляничной поляны"). Рассуждает она о московском фестивальном зрителе, который, де, уходит со спектаклей не дождавшись концовки: Неужто авиньонский, хельсинкский, вроцлавский, берлинский зритель глупее, наивнее, простодушнее нашего? Конечно же, нет. Он доброжелательнее. Он прощает содержательному произведению искусства недостатки и благодарен за достоинства.

Белорусского зрителя, особенно фестивального, вполне можно назвать доброжелательным. Хорошо ли это? Ведь в итоге доброжелательность эта распространяется на абсолютно все, в итоге отсутствует требовательность. Что важнее: понять хороший спектакль или осудить плохой?..

Хотя требовательность-то получится от насмотренности, а вот доброжелательность откуда взять...


Провинциализм

Написал: alex_strel

Один из ключевых "проклятых" белорусских вопросов — вопрос провинциализма.

Сейчас веду переговоры с редактором российского издания о материале про белорусский театр. И... сложно найти общий язык. Потому что, с одной стороны, очень не хочется быть провинциальным, очень хочется хорошего мирового театра — Лепажа, Тальхаймера, Юкио Судзуки. Хочется хотя бы "новой драмы", Женовача и Дмитрия Крымова.

С другой стороны, я отчетливо помню, как после спектакля "Игроки" в постановке Женовача услышал уже на улице: "И что в этом хорошего? Все как-то просто!" Вижу, сколько поклонников есть у эстетики 70-х годов, которую в своей массе исповедуют наши театры. И понимаю, что если в Беларусь приедут ВСЕ названные в предыдущем абзаце люди и будут напряженно и ежедневно трудиться, то года через два-три на их спектакли придут люди, которым это действительно интересно и главное полезно.


Я получил задание номер два: прочитать текст пьесы Пряжко и что-нибудь сказать. Пряжко родился в Беларуси, пишет на русском, популярен сейчас в Москве, и в Беларуси что-то ставил из его пьес «Свободный театр». То, что я напишу, будет выглядеть бессистемно, но, откровенно говоря, мне ребус понравился. Начну с описания каких-то точек понимания, может потом они свяжутся в единое целое. Пьеса о том, как Егор, Ира, Валерий и Люба собирают яблоки в саду и разговаривают. Примерно так:

Егор. (протягивая Ире яблоко)А прикольно собирать яблоки!
Ира. Конечно!(кладёт яблоко в ящик)
Егор. Прикольно вообще!(протягивает яблоко Ире)
Ира кладёт яблоко в ящик.
Егор. Отдых!
Ребята перестают собирать яблоки.
Валерий. Это зимний сорт.
Люба. Почему ты так решил, Валера?
Валерий. Видишь, вот возьми!
Валерий протягивает яблоко Любе. Люба берёт яблоко.
Валерий. Чувствуешь, какое оно твёрдое, Люба?
Люба. (ощупывая яблоко) Прикольно, да.
Егор и Ира тоже берут по яблоку.
Валерий. Этот сорт называется золотой ранет. Это зимний сорт яблок. Они лежат всю зиму!
Егор. Прикольно!
Валерий. Сейчас они не очень вкусные будут, а вот зимой, в феврале, когда они полежат…
Ира. Так это что Валера, получается, что они дозревают зимой?
Валерий. Да.
Ира. Вообще прикольно!


лыдтыбр

Написал: alex_strel

На театральном фестивале в Рязани познакомился с театральной студией "Ронд" из Минска. Их руководительницу Любу Журомскую позвал в этот четверг в эфир канала "Культура". Кто может, слушайте в 17.00 на 102.9 фм
По моему искреннему убеждению, это тот случай, когда именно на Беларуси зарождается важная тенденция для, может быть, всего постсоветского пространства. Театр, который дети делают сами для себя. Тут я написал об этом подробнее, но на самом деле нужно еще подробнее и обстоятельнее о таких вещах говорить. В Москве встретился вот с Галиной Пьяновой из театра "АРТиШОК", которые этой весной выиграли "М@РТ-контакт", так она за нас радуется, что у нас есть Люба Журомская и замечательная "РОНД-студия".

Вот. 


In memoriam: Анатоль Жук

Написал: Ramuald

Анатоль Жук у песеПалачанка


Анатоль Жук у п'есе «Палачанка»

На 61-м годзе жыцьця раптоўна памёр вядомы артыст тэатру і кіно, пісьменьнік, кінасцэнарыст Анатоль Жук.

Як актор у памяці тэатралаў Анатоль Жук застанецца найперш сваім мудрым Важаком са спэктакля «Бэмбі» Юр’я Міроненкі на сцэне Рэспубліканскага тэатру юнага гледача. У тым рэвалюцыйным увогуле для беларускага тэатру спэктаклі Анатоль быў і ашаламляльна плястычным, і псыхалягічна дакладным, і публіцыстычным. Гэтая роля была як крык сэрца пра зьнішчальнасьць сучаснай цывілізацыі, ахвярамі якой становяцца і прырода, і чалавечнасьць. Гэтую тэму ён будзе разьвіваць і ў тэатры, і ў сваёй літаратурнай творчасьці праз усё сваё жыцьцё.


LAST MINUTE

Написал: Ramuald

Акцыя  " АПОШНЯЯ ХВІЛІНА!!!!!"
(не толькі я  іграю, і не я пяю, але ўсё адно ра-зы-гры-ва-ю)***********

 

Разыгрываю запрашальнік на двух асобаў на заўтрашні сьпектакль "Івона, прынцэса Бургундская".

Пытаньне такое - ЯКІМ ПА ЛІКУ БУДЗЕ ЗАЎТРАШНІ СПЕКТАКЛЬ? ( гэта значыць агульная колькасьць сыгранных сьпектакляў, улічваючы заўтрашні -14.11.2009 ).

Адказы прымаю да 16.30 14.11.2009 на свой e-mail Ramuald@list.ru зь якога пасьля пазначанага часу і напішу, дзе можна забраць запрашальнік.



 

У магілёўскага тэатра абнавіўся дызайн сайта. Прызнаюся шчыра, што рэзанула даменнае імя .ру, на якім цяпер вісіць сайт. Зразумела, што .bу каштуе задорага, ды па вялікім рахунку гэта не так важна, што там дзе вісіць. Але такі дакалупваўся да знаёмых магіляўчан, што да чаго і Віталій Шум, які добра вядомы мінскім тэатразнаўцам па сваёй дзейнасці над маладзёжнай газетай магілёўскага тэатральнага фестываля МАРТ-Кантакт, даў вельмі дасціпны адказ:

 


Вот нашел в газете «7 дней» такое интервью с Артуром Шуляком, который ведет «Суперлото»

— Как называется ваш театр?
— Название дали в честь «старого» Альтернативного театра, который завоевал, пожалуй, больше призов, чем все белорусские театры, вместе взятые. «Благодаря» чиновникам этот театр больше не существует. Когда-то банк отобрал помещение, в котором он находился, и выгнал актеров на улицу. Тогдашний министр культуры Сосновский сказал: «Раз у вас Альтернативный театр — ищите альтернативное решение проблемы».

А что это за история? Может, кто знает?


Апытанка

Написал: alex_strel

 

Газета.ру зрабіла цікавую апытанку. І самае цікавае тут пытанні, а не адказы, прынамсі на падставе іх можна зрабіць больш высноваў. Апафігей тут у загалоўку «Половина россиян не посещает театры»... Менавіта гэта найперш цікавіць сучасных тэатральных сацыолагаў — колькасныя паказчыкі. «Як бы так зрабіць, каб усе расіяне хадзілі ў тэатр,» — гэтак, пэўна, думаюць арганізатары апытання. Не важна на што, галоўнае, каб хадзілі. І вось тады наступіць сусветны тэатральны рай. Так і ўяўляецца агромны 140-мільённы тэатральны зал, дзе ўсе моўчкі глядзяць «Юнону і Авось» ў пастаноўцы Мікіты Міхалкова з Сяргеем Бязрукавым у галоўнай ролі.

Якія пытанні задаш, тыя адказы і атрымаеш...