ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 42 гостей онлайн

Блоги «Театральной Беларуси»

Блоги «Театральной Беларуси»

Не для кого не секрет, я думаю, что тбилисская балетная труппа не самая сильная балетная труппа в мире. Поэтому за скобки можно смело выносить стилистические неточности, технические ляпы и все другие недостатки, коих было вчера достаточно. Туда же, за скобки, отправился наш Игорь Артамонов, почему-то не проникшийся музыкой Стравинского и хореографией Баланчина: танцовщик сильно суетился в танце, а к роялю ходил исключительно отдышаться.


Итак, я участвую в проекте белорусский драмафон. Кто не обратил внимания на новость на нашем сайте — это онлайн драматургическая лаборатория.

В ней участвуют интересный подбор авторов. Вот Диана Балыко уже вывесила первую часть своего текста. Это интересно.

Мой текст основан на книжке Анны Обухович «Полвека на сцене». Литературную запись сделала Татьяна Мушинская, очень уважаемый мною автор. В случае гипотетической постановки уладить авторские права будет заковыристо, но пока рано еще об этом говорить :)


 

Што гэта?
Сезонная міграцыя лемінгаў?
НЕ!
Пералётныя птушкі?
НЕ!
Гэта вандроўныя лялечнікі!
Хутка вясна, вяртаюцца пералётныя птушкі, а ў наш горад прыбываюць
«Вандроўныя лялечнікі»!
Хто гэта?!
Гэта цэлых тры тэатра з Расеі, Літвы і Беларусі, лаўрэаты розных міжнародных фестываляў, уладальнікі узнагарод, дыпломаў і гэтак далей, і таму падобнае!


Только что узнал про назначения Анисенко художественным руководителем Национального академического драматического театра Я. Коласа, а на его «свято место» в Театр белорусской драматургии — Александра Гарцуева. Новости в заштатный городок Бонн не доходят... Что поделаешь... Вроде бы все логично. Из руководителей небольших театров Анисенко самый титулованный. Ну и стремление к несовременной драматургии — на лицо. Да и витебский фактор всегда был ощутим в его театре. Александр Гарцуев в нашем театре человек известный, в достаточно краткие сроки материализовал профит от национальной премии (а судя по отзывам о «Людях на болоте», скоро еще одну получит). И для РТБД он не чужой, его «Черный квадрат» до сих пор в репертуаре. И с современной пьесой Гарцуев на «ты». Его постановка в Новом драматическом театре «Три поры одна судьба» Курейчика, на мой взгляд и вкус, лучший спектакль по пьесе этого драматурга. Все правильно. Все логично. Все очень скучно. Я уже знаю, что будет в Витебске и в ТБД от этих перемен слагаемых. И если витебская история мне интересна в меньшей степени, то в Минске как раз на этой площадке мы только что упустили шанс хорошего административного безобразия. Я когда-то предлагал назначить Курейчика руководителем театра. Почему, собственно, художественно руководят театрами только режиссеры? Но и из тех кадров, что уже работают в ТБД, можно было бы выбрать замечательного руководителя. Вот Александр Марченко уже долго руководит Центром драматургии при театре. Я себе представляю его первые судорожные движения на ответственном посту. Уверен, что не все его начинания были бы неправильными. А еще в театр потянулись бы те, кто за все время его работы в Центре, не услышали от него слова «нет!». Когда-нибудь дело дойдет и до этого. Но пока административный ресурс, к сожалению, не исчерпан.


Принято считать, что роман американского писателя Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (англ. «The Catcher in the Rye» — «Ловец во ржи»), опубликованный впервые в 1951 году, изображает «процесс взросления и потерю детских иллюзий» и является энциклопедией подросткового возраста. Однако для Сэлинджера возраст главного героя — категория скорее метафорическая. «Над пропастью во ржи» — автобиографический роман. А семнадцатилетний юноша Холден — «alter ego» самого автора. С этой точки зрения роман можно назвать исповедальным. То, что не удается Холдену в конце романа, удалось его автору в жизни. После того как «Над пропастью во ржи» завоевало популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью.

Режиссер Брестского академического театра драмы Тимофей Ильевский «прочел» роман именно как «энциклопедию подросткового возраста». Образ главного героя в спектакле — чуть ли квинтэссенция подростковости. Он и бунтарь, и искатель правды, и ничего ему не нравится и никого он не любит, и мечтает он не о том, о чем надо мечтать, и в результате у него большие проблемы с учебой, а значит и с будущим. Таким видит главного героя постановщик, для него он, прежде всего, подросток и этим все объясняется в спектакле. Режиссер смотрит на Холдена сверху. Воспринимает его как «полуфабрикат», из которого еще может выйти толк, если тот вовремя исправится.


Фотографии, как экскаватор рушит заднюю стену Театра имени Я.Купалы вызвали в моей фейсбучной ленте море негодования. Я это негодование не разделяю. Архитектура — это искусство, но это искусство прикладное. Если в доме жить нельзя, нельзя работать — то его надо снести и построить такое, в котором жить и работать можно. На мой профессиональный взгляд, здание театра на момент начала реконструкции было уже нефункциональным в том объеме, в котором должен работать Национальный и академический театр. И дело не только в технической начинке. Театр — это цеха, гримерные, репетиционные. Все это должно отвечать духу времени. Помещения должны быть просторными, обустроенными и технически и бытово, из них должны быть простые и понятные пожарные выходы. Мне помещения белорусских театров (причем всех) напоминают коммуналки. Когда-то в этих зданиях жили по-богатому (не буду говорить за счет кого), а теперь мы живем сами не в обиде, да в тесноте. Я не вижу в этих руинах прекрасной романтики ушедшего. Я гоню грусть прочь! Я вижу силуэты нового театра, который придется обживать заново. Не надо прикрываться тенями прекрасной старины. Оживляйте и создавайте традиции здесь и сейчас! А те, кто видел презентации нового театра, и не догадался тогда спросить про ценные задники и перекрытия... Ну это вообще детский сад... Машите кулаками дальше. Драка закончилась больше года назад.


Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
Роберт Шуман

Судьба сводит людей не случайно.  Одни знакомства дарят нам радостные моменты и перерастают в дружбу, другие разочаровывают или просто  сходят на «нет». Но самое прекрасное, когда встречаются единомышленники, дружбу которых  объединяет любимое дело, впоследствии, ставшим смыслом всей их жизни. Так в Польше появился Уния Театр Невозможный. Ещё в 1980-х, студенты  Государственной театральной академии г.Варшавы, изучая кукольный театр, находили в этом виде искусства всё больше неординарных средств выразительности для  воплощения своих идей. Официально театру 14 лет и на счету несколько десятков спектаклей, два из которых труппа показала в Минске. Фестиваль польских театров и анимационного кино для взрослых «Кукла тоже человек» впервые прошёл в сентябре этого года на сцене белорусского Государственного театра кукол.


Ещё один «Пигмалион» в Минске, ещё одна «галочка» в списке режиссёра…
Национальный академический драматический театр имени М.Горького  представил вниманию зрителей новый спектакль по пьесе английского драматурга Б.Шоу «Пигмалион». Главным критерием художественности, по которому  режиссёры выбирают это произведение для постановки, является его сценичность. И здесь действительно есть что играть! Увлекательный сюжет, необычность ситуации, разнообразные характеры, всё это так и просится на сцену!  Однако, когда режиссёр, выбирает материал для будущего спектакля, прежде всего он придерживается своей жизненной позиции и через постановку выражает свои мысли на происходящее вокруг.


У апошнім pARTisan, што прысвечаны менскаму культурнаму падполлю, выйшла інтэрв’ю Шчэрбаня «Мяне цікавяць крайнасці»:

У.Ш.: На жаль, але гэта факт, актуальны беларускі тэатр сёння не існуе ўнутры краіны. Тыя з’явы беларускага тэатра, якія можна назваць і не саромеецца, адбываюцца па-за краінай, хутчэй, насуперак ёй. Напрыклад, драматург Павел Пражко рэалізоўваецца не ў Беларусі, а ў Маскве і Піцеры. Але я разумею хваравітую рэакцыю на нашу дзейнасць. Гэта, на мой погляд, следства савецкага спадчыны, калі існаваў водападзел: мастацтва, значыць, святыя, якія ні ў якім разе не павінны займацца палітыкай. Такое разуменне ў нас засталося. У нас няма тэатраў з грамадзянскай пазіцыяй, напрыклад, і гэта бяда не толькі для Беларусі, але для ўсёй постсавецкай прасторы. Што, у прынцыпе, натуральна, таму што ў нас няма грамадзянскай супольнасці. Усе абвінавачванні тэатралаў ў адрас СТ гэта ўсяго толькі спроба апраўдання за ўласную бяздзейнасць і баязлівасць. Я ж проста раблю сваю працу і раблю так, як я разумею. Калі камусьці не падабаецца, усё вельмі проста — зрабіце лепш, я прыйду, пагляджу і з задавальненне пацісну вам руку...


Новые лица в белорусской драматургии

Новые лица в белорусской драматургии«Театр! .. Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей..?» – именно эта фраза приходит  в голову после просмотра очередного спектакля, который произвёл на тебя впечатление. Однако, примерно такие же эмоции возникают после просмотра даже не спектакля, а читок пьес, которые в будущем будут поставлены на сцене.

Прошлая неделя была насыщена яркими  впечатлениями и эмоциями, ведь несколько дней назад завершилась презентация пьес современной белорусской драматургии «ОДИНАКОВОРАЗНЫЕ».