ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 108 гостей онлайн

Блоги «Театральной Беларуси»

Блоги «Театральной Беларуси»

Итак, обещанный материал про Архангельск.

Для начала два общих замечания, наблюдения о природе уличного театра.
Первое, по поводу спектаклей. Бросилось в глаза, что большинство спектаклей, которые играются на улице, играются там достаточно случайно. Артисты одного из театров признались мне, что на сцене их спектакль смотрится гораздо лучше. И действительно, в основе большинства спектаклей стоит принцип сцены-экрана — стоит зрителю ступить за определенную линию, и он уже, смотря на спектакль сбоку или сзади, видит только его часть, не видит целиком.
Это на самом деле уже противоречит традиционной аристотелевскому взгляду на произведение искусства, как на нечто целостное. И принцип театра, как рассказчика историй, именно поэтому на улице срабатывает так странно, а точнее иногда не срабатывает вовсе.
Зато хэппенинги, акции, карнавалы, шествия, интерактивы, клоунады, взрывы и бабахи — вот это все, что нас иногда так сильно напрягает и раздражает в зале, и есть настоящий уличный театр, который приносит много радости и открытий.


Актер Гродненского областного театра кукол Дмитрий Гайдель организовал частный театр «Провинция» и пригласил несколько коллег из труппы для сотрудничества. До того момента, пока они в своей деятельности не выходили за общепринятые рамки «подхалтуривания» в свободное время — все было спокойно. Но как только в прессе появилась информация о «Провинции» («СБ»), о ее планах, серьезных творческих намерениях, в государственном театре начались скандалы и давление на участников.

На сайте «Театральная Беларусь» не раз можно было встретить анонсы от блогера prowincia. Не сложно догадаться, что под этим ником пытается пиарить свой одноименный частный театрик его директор — Дима Гайдель. В этом отношении мне всегда импонировало усердие Димы в работе со социальными сетями. Такая наивная вера в то, что слово в интернете без финансовых затрат может что-то изменить к лучшему! Впрочем, этими же соображениями руководствовалась и я с моими коллегами из Питера, когда «подбивали» Олега Олеговича Жюгжду прокомментировать сложившуюся ситуацию в открытом письме в блоге Петербуржского Театрального Журнала. Лично выражаю О.О. благодарность, за то, что он не побоялся это сделать. Суть проблемы тут:


Сегодня в Архангельске начинается фестиваль уличных театров.
Не уверен, что эта тема интересна читателям «ТБ». Поэтому если откомментируют десять человек с просьбой написать, то в среду напишу впечатления.


Дорогу креативу!
Каким может получиться спектакль, если молодым актерам позволить режиссировать самим, ограничив их лишь общим режиссерским сценарием и, собственно, самим драматургическим материалом, в рамках которых они на репетициях будут юморить и импровизировать? На большой сцене Национального академического драматического театра имени М.Горького появилась такая постановка — «Записки усталого романтика», режиссер-постановщик И.Куликов.


Пластмасавая вера

Марцін Макдонах — сучасны ірландскі драматург з міравой вядомасцю. З моманту, калі ў 1997 годзе яго п’еса «Каралева прыгажосці» была пастаўлена на Брадвее і прынесла аўтару першую тэатральную прэмію «Тоні», а таксама «Evening Standard», ні на што не падобная натуралістычная драматургія Макдонаха пачала распаўсюджвацца па свеце. Тэксты ірландскага драматурга маюць асаблівую прыцягальнасць, бліскучыя дыялогі, быццам пясок, легка і бездакорна складываюцца пясчынка да пясчынкі, утвараючы, тым не менш, выразную і моцную канструкцыю. Рэальнасць аўтара заўседы жорсткая і абсурдная, пададзеная скрозь чорны гумар, яна вызывае змешаныя процілеглыя пачуцці, ядзерную сумесь жаху і смеху, абсурднасці і натуралістычнасці. У Макдонаха не сустрэнеш ні асуджэння, ні жалю, праз гіпертрафаваную, але ўзнавальную праўду жыцця, ён выносіць неміласэрдны прысуд сучаснаму грамадству і чалавеку.

Для постсавецкай прасторы драматургію Марціна Макдонаха адкрыў рэжысёр Пермскага тэатра «У Маста» Сяргей Фядотаў, які паспяхова ажыцявіў пастаноўкі па пяці яго п’есах. Беларускі глядач мог бачыць асобныя спектаклі на тэатральных фестывалях у Брэсце і Магілеве. Уласна ж у рэпертуары беларускіх тэатраў імя М. Макдонаха амаль не сустракаецца. Дарэчы, цікавая сітуацыя, прычын да якой бачыцца некалькі: з аднаго боку, кансерватыўнасць рэпертуарнай палітыкі тэатраў, з другога, агульная не развітасць альтэрнатыўных і аўтарскіх калектываў, якія працавалі б над сучаснай драматургіяй. Есць і яшчэ адна асаблівасць, як то верагоднае несупадзенне жорсткай рэальнасці п’ес М. Макдонаха з агульназвыклай фармулёўкай памяркоўнай і талерантнай нацыяльнасці беларусаў. Тым не менш апошняе сцвярджэнне здаецца даволі ўяўным, і можа ўспрымацца як простае нежаданне глядзець праўдзе ў вочы.


Удивительное путешествие во времени — под таким жанром идет в Белорусском государственном театре кукол спектакль «Синяя птица» М.Метерлинка, режиссер — А.Лелявский. Это именно детская постановка, поэтому с одной стороны она зрелищна и динамична, а с другой — несколько сокращена, действуют наиболее значимые для режиссерской постановки персонажи.


Заглянешь к Леше Стрельникову в Интернете — а там везде я и театр предмета: от Театральной Беларуси до Facebook. Наверное, надо как-то реагировать…


«Аида» несомненно рая созданье. Уверенности в этом мне добавил премьерный спектакль. Всем солистам — Браво! Похвалы Сергею Франковскому, Нине Шарубиной, Оксане Волковой, Владимиру Громову, замечательному нашему хору, оркестру и всем участникам можно раздавать бесконечно.

***

Чего не скажешь о работе Михаила Панджавидзе. Невнятно. Запутал меня, бедную.


«В гостях у бабушки»
На фоне волны отзывов о кукольных спектаклях хотелось бы рассказать об еще одном. Это даже не спектакль, а целый интернет проект. Театр «В гостях у бабушки». В анонсе, на главной странице стоит: «Полезно для просмотра и детям и взрослым».


Ну раз у нас марафон текстов про куклы, то напишу и я.
Про «Превращение» и немножко о «Венчании».
Лена Мальчевская написала о гастролях «Провинции» статью, хочу с ней пополемизировать.