Апология страха («№ 13» в киноактера)

Написал: alex_strel

Очень редко получается писать о театральных явлениях. Для меня это очень трудный театральный сезон, когда открытий или событий по сути не произошло. Рондстудия произошла, но это отдельная история. А вот со взрослым, большим театром... Т.е. не скажу, что «удач» или «успехов» не было, удач было как раз достаточно много. Но это скучный, статистический разговор. И в театр лично я хожу не за тем, чтобы отметить, какую новую высоту тот или иной театральный деятель взял. В театр я хожу за личными открытиями и потрясениями.
Давно я не видел Пашу Харланчука на сцене, и вот посмотрел его в «№ 13» в Театре-студии киноактера.Я не хочу говорить обо всем спектакле. Там есть, кстати, на что посмотреть... Нормально для Минска работают люди, на уровне. Кто хочет, успеет сходить посмотреть, потому что в этом театре спектакли ставят с прицелом на десятилетия. Но лично я шел «на артиста». Мне было интересно, что в этом материале найдет для себя Паша, как он будет существовать в этом остросюжетном фарсе, в этой беготне Рэя Куни, со всеми эти вскриками и истериками.
Они не зло сами по себе, поймите меня правильно. И не то, чтобы я не люблю эту пьесу (хотя это по-моему четвертый или пятый «№ 13», который я вижу, и уже хватит бы). Лично для меня она в отрыве от английской политической культуры звучит слишком цинично и абстрактно. Я уверен, что для англичан «13» очень меткая и конкретная сатира. Для нас это стеб вообще. Оно в современном обществе вызывает у меня гнев, который мне становится все трудней сдержать — вот это «вообще».
Так вот, на мой взгляд, у Паши Харланчука получилось быть конкретным. В начале в его исполнении секретарь Ричард Пигден держит себя более чем достойно. Он маленький человек, но он защищен законом (государством), которому он служит. Уилли для него не авторитет, закон важней. Но вот он соприкасается с трупом (издавая истошный вопль), и дальше его охватывает такой ужас, который подавляет в нем все цивилизованное. И дальше можно наблюдать настоящую двухчасовую апологию страха. Пигден боится труппа, брезгует им, когда дотрагивается, с трудом сдерживает отвращение, когда манипулирует. И это физиологический страх, не более. Он нагляден, его можно очень красиво показать, и актер пользуется своими богатыми возможностями для этого. Вот сцена танца с трупом, который вдруг падает, и мы видим натуральное отчаяние в глазах Харланчука, которому «это» предстоит поднимать. Или сцена когда приходит управляющий и Пигден «кивает» и «машет» руками трупа, как марионеткой, а как только управляющий скрывается, с облегчением отталкивает его от себя. Вот он просто кладется на пол и бьется в истерике — он не будет переодевать труп. Все это сделано на грани эксцентрики и бытового реализма. Ритм спектакля слишком высок, чтобы дать фактам качественную оценку. А потом приметы этого самого физиологического страха мы видим в сценах, где труп уже не фигурирует, где его герой боится уже просто того, что он (по-прежнему) не контролирует ситуации. Я много раз видел сцену, где Пигден «обольщает» мисис Уилли, но никто не закрывался от ее восторгов, как от ударов.
Мне кажется, ключевой момент роли, почему все-таки Пигден ввязывается в эту авантюру? Сцена уговоров в этом спектакле заболтана. Дальше по тексту у Пигдена есть слова «Я стараюсь, чтобы им всем было хорошо». И в принципе, апологией (т.е. защитой) страха эта роль становится именно поэтому. Пигден по сути не преодолевает страх, страх — его нормальное состояние. Страх начальства, страх смерти, страх разоблачения, страх матери, страх будущей жены — сестры Фостер. Если «им» будет хорошо, то и страха никакого не будет.
На этом хватит.
Все, что я тут написал, это все, конечно, ненужные усложнения и упрощения этого театрального текста.
Просмотров: 12161
Архив комментариев
...
Автор: Вероника, 28.02.2011
"№13" - последнее радостное событие в моей театральной жизни. Пигден все-таки центральный персонаж спектакля и если он провален - то и спектакль, наверное, тоже. Для меня этот сумасшедший спектакль стал настояшим наслаждением благодаря Пигдену-Харланчуку.

busy