Фестивали, Питер, КукART-IX _1

Написал: Nadzieja

Теги: Без тегов 

Театр HAND MADEКукART, международный фестиваль-биенале кукольных и синтетических театров, традиционно проходит в Санкт-Петербурге в период белых ночей. Как всегда с размахом, этот форум предоставляет участникам множество эстетических впечатлений. Несмотря на предшествующий экономический кризис, экономию, угрозу срыва и т. д. КукART-IX 2009 состоялся и, в целом, выдержал марку. Условные тематические границы постановок определяли два официальных события: 90-летие Театра марионеток имени Евгения Деменни — первого репертуарного российского театра кукол и, конечно, наступающий 150-летний юбилей Антона Павловича. Фестиваль посвящался марионеткам, включал в себя блок чеховских спектаклей и другие постановки, не подпадающие не под одну из двух вышеперечисленных категорий.

Начало КукARTа пришлось на нерадостную дату — 22 июня. День Памяти отметили моноспектаклем «Ленинградская симфония» режиссера и актера Игоря Ларина, Московский театр «Монплезир». Трагичнейшая тема блокады Ленинграда и факт личного отношения автора (в постановке задействована аудиозапись голоса мамы Ларина, вспоминающей о своем блокадном детстве) указывают на то, что про спектакль нужно говорить хорошо или ничего. Значит промолчу. Только пару слов, о том, что происходило на сцене. Актер в образе Пьеро-Вертинского на фоне слайдов изображал пантомиму под песни, соответственно, Александра Вертинского, имитировал игру с куклой: надевал ей валенки, завязывал пуховый платок, и — снимал вещи в обратном порядке. Песни чередовались с течением страшных воспоминаний о каждодневных буднях. Через 10 минут действия стало казаться, что живой была только эта речь. Ее хотелось слушать с закрытыми глазами.

Санкт-Петербургский театр Morph представил спектакль «Учение дона Хуана», режиссер Сергей Хомченков. Пластическая интерпретация одноименной книги Карлоса Кастаньеды. Последовательные перевоплощения странника в поисках себя. Зрелище клубного формата, не для рассуждений, а для вхождения в транс. Этот спектакль находился скорее в контексте кукартовской программы экспериментальной музыки, концерты которой шли по вечерам. Но в тоже время, в «Учении дона Хуана» присутствовала марионетка и ее непосредственная концепция как души человека. Кукла всякий раз приходила к обессиленному страннику и тот мог, наконец, снимать с себя очередную маску, которая подчиняла его себе.

К традиционному по форме спектаклю можно отнести почти сугубо марионеточный «Ак. Ак.» (по мотивам «Шинели» Гоголя) Ереванского государственного театра кукол им. Ов. Туманяна. Название говорящее. Общение персонажей проходило при помощи лепетания с интонацией. Ход, чтобы избежать натурализма. Но условности и не добились. Спектакль оказался очень неровным. Неизвестно откуда взявшийся чуть ли не кубизм в трактовке кукол «людей с усами», соседствовал рядом с классической стилизацией марионетки Акакия Акакиевича. Эти и другие моменты составили впечатление, будто «модернистские» идеи напихивали в постановку насильно, постфактум, как изюм в готовую булочку. Вместе с тем работа кукловодов была очень достойной. Пожалуй, самой интересной, органичной и виртуозной в исполнении оказалась сцена сна маленького чиновника — танец костюмов.

«Каштанка» (Самарский театр кукол, режиссер В.Гусаров) была и марионеточной, и по Чехову, но  до крайности банальной и с плохим кукловождением. Натуралистические марионетки, в настоящую величину животных, управлялись множеством нитей, без особого эффекта. Кроме давным давно устаревшей эстетики спектакль не избежал также и бессмысленных потрепанных приемов. Дрессировщик «живым планом» — скучно, но понятно, но вот актриса, которая слонялась по сцене все действие, вроде как душа Каштанки — зачем? Очень похожий лишний человек на сцене был в спектакле «Поминальная молитва» (Гомельский областной театр кукол) режиссера Григория Гольдмана. Иллюстративно рассказанный в куклах Горин и штрих от постановщика — безликий и бессловесный мужчина в плаще ходит, бродит, смотрит... Когда Тевье-молочник начинает ему молиться — становится не по себе...

Фото автора

 

 

Просмотров: 7049
Архив комментариев
...
Автор: Надежда Яковлева, 28.02.2010
КУКАРТ - упоение Питером в самый лучший сезон года)))
Впрочем, говорят, если на фестивале случится два-три удачных спектакля - фестиваль удался.
Однажды похожую фразу сказал Хенрик Юрковский. Да, приходится констатировать, что КУКАРТ такой же фестиваль как и все остальные… Но меня угнетает скептицизм, даже свой собственный. Все спектакли хоть в малом да интересны, если иметь способность в них это разглядеть.
"Чу!... Жрица солнца к нам должна сюда явиться....!"(из старого водевиля)
Автор: Филипп Филиппович, 28.02.2010
"...Явилась я!"(из старого водевяля)
КУКАРТ достаточно интересный и "долгоиграющий" российский фестиваль...Не всегда можно расчитывать на доскональное следование букве заявленной программы, но что-то иногда попадается... из андерграудного.
Но иногда просто оторопь берет, когда видишь ТАКОЕ, за что бы у нас наших страдальцев-режиссеров просто порвали б на куски...И находят же на ТАКОЕ деньги, и зрителей...
Впрочем, говорят, если на фестивале случится два-три удачных спектакля - фестиваль удался.
Наверное, одна из прелестей КУКАРТА и заключается в... ожидании.
Чуда, события...И той самой...Жрицы Солнца!
Зато какая окружающая культурная среда!
Браво, Давид Бурман!(директор фестиваля)

busy