Итоги 2009

Написал: alex_strel

Традиционные перечисления знаковых личных имхо за год.

Спектакль: «Вяселле» — Купалаўскі тэатр
Спектакль появился в самом начале театрального года и резко разделил публику на тех, кто «за» и кто «против». При этом очень важны были положительные отзывы изнутри театра. Очень жесткая режиссерская структура, очень необычный для купаловских артистов ритм существования. В процессе года в Беларуси так и не появилось спектакля, который бы превзошел «Вяселле» по насыщенности богатого смыслами действия и степени выкладываемости исполнителей на сцене
2. «Цветок для Пины Бауш» — Свободный театр 3. «Кафе «Поглощение» — Пан-студия, "Черви"/"Vermes"

Мужская роль: Денис Паршин («Дзённік паэта», «Калі скончыцца вайна» — РТБД)
У Паршина много ролей в этом сезоне. Артист интересный, разный, требовательный к себе и материалу. Его герои оказываются в ситуации, когда от них явно требуется действовать, но ситуация вокруг неясна, мировоззрение не есть данностью. Поиск себя в процессе извлечения себя из сложных экзистенциальных ловушек — вот, что на гора выдает в своих ролях Паршин просто-таки тоннами. Это типаж повестей Быкова и Короткевича.
Nominees: Геннадий Овсянников("Вяселле« — Купалаўскі тэатр), Александр Абрамович («Хам» — Купалаўскі тэатр), Алексей Бычков («Ревизор» — Гомельская областная драма)

Женская роль: Зинаида Зубкова («Вяселле» — Купалаўскі тэатр)
Все успели заметить потенциал этой актрисы по отрывку Игоря Петрова на позапрошлогоднем «онлайне». И вот Владимир Панков дает актрисе роль, которая раскрывает потенциал в его впечатляющих масштабах. Из второрядной эпизодической роли вырастает образ символ, который связывает, соединяет между собой людей.
Nominees: Анастасия Боброва («Калі скончыцца вайна» — РТБД), Марина Юревич («Цветок для Пины Бауш» — Свободный театр)


Актерский ансамбль: «Спектакль такой-то» — Детский театр «Рондстудия»
Удивителен момент взаимодействия партнеров в этом спектакле, где цель каждый исполнитель. Как перестраиваются, перекраиваются мизансцены и темпоритм, как только меняется протагонист каждого отрывка. Десяток спектаклей в одном, десяток главных героев за раз.

Женская роль второго плана: Марина Юревич («Цветок для Пины Бауш» — Свободный театр)
Спектакль во много о том, как «свита делает короля», как нас определяет наше окружение, даже если мы стараемся из него вырваться. У Юревич два важных отрывка в «Цветке», оба очень техничные, построенные на нюансах, но она умудряется насытить эти нюансы богатыми личными интонациями. Ее сольный кусочек тоже один из самых интересных театральных моментов года.
Nominees: Зоя Белохвостик («Диалог № 1» — праект Тэатр On-line), Татьяна Бовкалова («Бег» Театр имени Горького)

Мужская роль второго плана: Александр Казелло («Translations» — Купалаўскі тэатр)
Спектакль, который только предстоит осознать. Роль в нем Мануса, героя Казелло, безусловно одна из самых важных. Ирландский Здольник, в самом начале спектакля он наделяет героиню Хитрик речью, в конце уходит, потому что безмолвье порой гораздо ценнее слов.
Nominees: Константин Воронов("Вяртанне Галадара« — РТБД), Павел Городницкий («Цветок для Пины Бауш» — Свободный театр)

Театр года: РТБД
Театр, который осознает свои цели и обязанности и выполняет их в достаточном объеме.

Тенденция года: Язык и речь как объект творчества.
Три спектакля на эту тему.

Режиссер: Е. Аверкова.
На ряду с качественными лабораторными работами («Ана и ананас» в Март-контакте, «Диалог № 1» в рамках «Театра-онлайн») несколько интересных спектаклей в стационарных театрах. Ни одного полновесного провала. Аверкова освоила процесс производства спектаклей, может давать результат. При этом в каждом спектакле ощущается режиссерская рука. Екатерина Аверкова практически в одиночку доказывает факт существования молодой режиссуры в нашей стране.

Эксперимент: «Кафе „Поглощение“» — продюссерский центр Пан-студия
Наметился тренд качественного клубного спектакля. Декларативный отказ от театра на деле оказывается внимательным рассмотрением клубной жизни (как проявление современного масскульта) театральными средствами.

Сценография: Шабохин "Черви"/"Vermes"
Nominees: «Пеппи Длинныйчулок» — Белгостеатр кукол, «Хлам» — ЦБДиР

Лучшее музыкальное оформление: Е. Аверкова «Вяртанне галадара»
Неожиданность года: выступление Детского театра «Рондстудия» на фестивале «Карусель» в Рязани, обсуждение их спектакля.
Событие года: спектакли Брука, Херманиса, Льва Эренбурга в Минске.
Зарубежный спектакль года: «Back in USSR» — Театр «АРТиШОК» (Алматы, Казахстан, на Март-Контакте)
Прорыв года: читка «Урожая» Павлом Харланчуком
Возвращение года: Павел Харланчук
Новый текст для театра: «Поле», «Легкое дыхание» Пряжко «Дожить до премьеры» Рудковского
Дебют года: Анастасия Боброва, Александр Абрамович
Лучший студенческий спектакль: «Ганя» Театр-студия Мировича, Реж. Е. Аверкова (1-й акт)
Шок года: российский любительский театр
Скандал года: много дрязг, но ничего определяющего. Поведение журналиста Пепеляева на спектакле «Кафе „Поглощение“», реконструкция Купаловского, отзывы российских критиков о белорусском театре, «компромат» на Свободный театр, письма Курейчика Рылатке.
Разочарование года: студенты БелГАИ, начальные курсы, отсутствие творческих запросов у молодых.
Умирающий театр: Белорусский государственный молодежный театр (ни одной премьеры за год).

Просмотров: 8960
Архив комментариев
...
Автор: alex_strel, 16.01.2010
ну это смотря когда вы смотрели, я в этом году еще не видел. в прошлом году никакой пронзительности во втором акте не было.
я не совсем понял, что Вы имеете ввиду под дилетантизмом. но ничего оскорбительного в этом не вижу.
...
Автор: schwarzkopf, 15.01.2010
Не согласен насчёт "ГАНИ". 1 акт -- занудный псевдонякрошюс. 2 акт -- пронзительный, настоящий, тонкий и волнующий. Стрел! Есть ощущение,что Ваши итоги года -- это итоги дилетанта. Простите, если обидел.
Разочарование года: студенты БелГАИ, начальные курсы, отсутствие творческих запросов у молодых.
Автор: Вика Белякова, 04.01.2010
А мне кажется, проблема не в отсутствии творческих запросов. Почти каждый, поступая в БГАИ, был полон надежд и желания творить, творить, творить. Нам сказали: ребята - всё в ваших руках, вперёд!.. и бросили, не дав направления.
Многие поступили на специальность, в первый раз услышав о ней в день подачи документов. Нужно было разобраться - где, что и как, сориентироваться в пространстве.
Есть общее ощущение ненужности и равнодушия. И смирения с тем, что наша будущая профессия - заполнять документы и писать официальные бумажки (если я правильно поняла истоки этого разочарования). И зачем тогда активность...
Вообщем, нужны люди, которые смогли бы заинтересовать самых ленивых, растормошить заснувших и вернуть интерес разочарованным - и творческие запросы не заставят себя ждать.
По-моему, кандидатура автора сих "итогов" вполне подходящая!


smilies/wink.gif
для чего пишутся итоги?
Автор: alex_strel, 02.01.2010
итоги для того и пишутся, чтобы из массы спектаклей можно было выделить те, на которые стоит обратить внимание.
Читку "Урожая" обязательно повторят. Следите за анонсами.
"Спектакль такой-то" уже точно известно - пройдет 1 февраля на сцене Театра белорусской драматургии.
...
Автор: belita, 31.12.2009
C Новым Годом! Не все видела из перечисленного, к сожалению. Ну где,например, я увижу спектакль Свободного театра? Или кто позовет на читку "Урожая"? Не знаю ничего о театре "Рондстудия". И т.д. Стрельникову проще -это его профессия.Посему высказаться могу о немногом. "Свадьба" в купаловском - действительно событие года, такого замечательного действа у нас не было и вряд ли скоро будет. И насчет Зубковой поддерживаю: удивительно раскрылась актриса, такая душа молодая оказалась! Ни "Дзеннiк паэта", ни "Хам" мне не понравились в принципе, поэтому об актерских работах ничего сказать не могу. "Переводов" в купаловском еще не видела, но Казелло запомнила по "Двенадцатой ночи" Огородниковой, талантливо играл. За сам факт подведения итогов года спасибо, очень интересно.

busy