Освобождение Ганнеле

Написал: m_gorbacheva

В Белорусском государственном театре кукол в 1999 году состоялась премьера спектакля «Ганнеле», по пьесе Герхарда Гауптмана «Вознесение Ганнеле». Спектакль был представлен на многих фестивалях разных стран мира. Но это не самое большое его достижение. На Международном фестивале «Торуньские встречи театров кукол», прошедшем в Польше в 1999 году, спектакль был удостоен сразу четырех призов: Приза за спектакль, затрагивающий существенные проблемы жизни ребенка, Приза за режиссуру, Приза за музыку, Приза имени Яна Вильковского за актерские работы с куклой. Впечатляющий список призов, не так ли?

Долгое время у белорусского зрителя не было возможности увидеть «Ганнеле». Однако режиссер Алексей Лелявский возобновил постановку. В конце ноября 2011 года на сцене кукольного театра зрителю представилась возможность увидеть восстановленный спектакль под названием «Путь в небеса».

Ганнеле ─ четырнадцатилетняя девочка, жизнь которой очень трагична. После недавней смерти своей матери, она осталась под покровительством жестокого тирана и пьяницы отца. Когда в их доме не было и куска хлеба, он заставлял дочку идти попрошайничать. И вот, в очередной раз, когда отец выгнал девочку из дома в лютый мороз, чтобы та раздобыла ему денег на выпивку, Ганнеле забрела на озеро и в попытках закончить свою жизнь самоубийством, провалилась под лед. Ее спас местный учитель Готтвальд, проходящий мимо. Он принес девочку в приют для нищих в надежде, что та поправится. За Ганнеле, которая совершенно не встает из постели, присматривает сестра Марта и доктор Вахлер.

Эта девочка, как никто другой, верит в существование ангелов и Бога, в их чудодейственную силу. Ганнеле убеждена в том, что после смерти она будет счастлива и все ее земные страдания наконец-то закончатся.

Преднамеренно режиссер выбрал для спектакля черный кабинет. На сцене совсем мало света и тускло освещаются лишь главные герои спектакля ─ куклы. Они очень похожи на людей. Актеры, которые ими управляют, одеты во все черное, в том числе на их руках ─ черные перчатки, а лица закрыты полупрозрачной черной тканью, поэтому они сливаются с черным фоном сцены. Куклы оживают в руках артистов. Одной куклой одновременно управляет сразу несколько человек. Подробная пластика кукол, словно перенявших людские манеры, просто завораживает.

Самая большая кукла, которая досталась отцу Ганнеле, была ростом с человека. Художник-постановщик Алина Фомина дала каждой кукле свои определенные черты. Например, отцу Ганнеле вместо ладоней достались огромные кулаки, что очень дополнило его образ, жестокость которого, сразу бросалась в глаза. Все остальные куклы были более или менее похожи друг на друга, с разницей лишь в том, что у положительных героев были приятные выражения лиц, а у отрицательных ─ наоборот. Одной из самых впечатляющих фигур в спектакле был черный ангел смерти. Спустя время, когда глаза привыкают к воцарившемуся мраку на сцене, когда куклы уже воспринимаются живыми людьми, когда привыкаешь к их размеру, тем более в соотношении с предметами, которые выставлены на сцене, вдруг появляется, наверное, самый великорослый актер театра, в обуви на высокой платформе и становится в полный рост. Его черное одеяние, закрытое лицо, огромные крылья, меч в руках и громкое, глубокое, тяжелое дыхание производят просто невероятное впечатление. Этот образ леденящей смерти, такой спокойной, такой непоколебимой, застывшей на месте и хладнокровно выжидающей свой час, наводит страх и в одночасье бешеное желание жить.

Преобладающий на сцене черный цвет вызвал много ассоциаций и натолкнул на разные мысли. Начиная с убогости существования нищих в приюте и заканчивая преддверием смерти девочки. Атмосфера этого цвета не только притягивала внимание зрителя, но и одновременно затягивала его на свою депрессивную территорию, где вдвое больше ощущалась безысходность бытия и человеческая неподвластность своей судьбе, какой бы трагичной она не была.

Музыкой, композитор Владимир Кондрусевич, сопровождаются самые волнительные моменты спектакля. Ганнеле, которая лежит в постели, чувствует себя очень плохо. Ее сны путаются с реальностью, она общается с высшими силами и молит их забрать к себе. В конце концов, к девочке приходит странник, который уводит Ганнеле в иной мир. Бедная, нищая и несчастная, та, которую никто и никогда не замечал, до которой никому не было дела, покоится в хрустальном гробу в ослепительно красивом белом платье. Люди, пришедшие с ней проститься, совсем скоро провозгласят, что за свою душевность, доброту, чуткость и веру в Бога Ганнеле была вознаграждена. Она освободилась от мирских тягот и несчастий, уйдя в царство вечности.

Алексей Лелявский затевает сложный разговор с маленькими зрителями. Он говорит с детьми о жизни и о смерти по-взрослому. Режиссер не претендует смотреть на мир глазами ребенка, он призывает ребенка взглянуть на мир шире, серьезнее. Он старается его отвлечь от своих детских забот, от капризов, которые потакаются родителями, потому что, по сравнению с заботами Ганнеле, их заботы ─ сущий пустяк.

Просмотров: 14882
Архив комментариев
...
Автор: m_gorbacheva, 29.05.2012
Алексей, правильно, у Алины нету больших кулаков))) Эта фраза получилась очень смешная! спасибо за замечание!
...
Автор: alex_strel, 28.05.2012
"Художник-постановщик Алина Фомина дала каждой кукле свои определенные черты."
слово "свои" в этом предложении лишнее. можно подумать, что у каждой куклы черты Алины Фоминой. огромные кулаки, например.

busy