Сумбурно о премьерной «Аиде», 30.05.2011

Написал: Aldonsa

«Аида» несомненно рая созданье. Уверенности в этом мне добавил премьерный спектакль. Всем солистам — Браво! Похвалы Сергею Франковскому, Нине Шарубиной, Оксане Волковой, Владимиру Громову, замечательному нашему хору, оркестру и всем участникам можно раздавать бесконечно.

***

Чего не скажешь о работе Михаила Панджавидзе. Невнятно. Запутал меня, бедную.

Больше всего недоумения вызвала трактовка партии Амнерис. Совершенно ясно, что какая-то концепция у исполнительницы была, воплощено было все блестяще, но образ тем не менее не получился цельным. Слишком явное пренебрежение к Аиде в попытках нежностью и сочувствием вызвать Аиду на откровенность, много любовно-эротического напора в первой сцене с Радамесом, кровожадность в собственном будуаре— и вдруг резкое раскаяние последнего акта. Властолюбица? Истеричка? Тайная эротоманка? — все разваливалось на кусочки.

***

Самой большой неожиданностью стал Амонасро Владимира Громова. Драматично, выразительно — просто блестящее исполнение.

***

Традиционно из несуразностей. Снова обувь. Сандалями обеспечены были не все египтяне, но обошлось без явных каблуков. Еще были невесть откуда взявшиеся балетки (с ленточками, как положено) на ногах у барышень из свиты Амнерис. Все-таки, когда я вижу балетки я ожидаю танцев. Ничем другим такую обувь в данном контексте оправдать нельзя. А танцев у этих барышень не было. Еще премило смотрелось латексное знамя, с которым выправляют в бой Радамеса. Вид его мог бы быть и позначительнее — типа тех хоругвь, с которыми победосно Радамес возвращается. Еще было оскорбление императорского, т.е. царско-фараонского достоинства — как-то неудобно было от того, что в него кинули шкурой, снятой с Аманасро. Нехорошо.

***

Кстати, о фараонах. Что-то я ничего про похороны фараона в известных мне версиях не припоминаю — может, знатоки разъяснят, если можно. Если уж Амнерис и стала фараоном (звучит, между тем, сомнительно), как написано в либретто, то истеричное поведение ее в последнем действии сану не соответствует. Либретто тоже не очень. То ли в 3-х действиях опера, то ли в 4, то ли царь Египта, то ли фараон. Вступительное слово Панджавидзе ничего совершенно не проясняет. Почему Амнерис оплакивает(?) отца, если «смерть считается естественным состоянием человека». И государственная машина притянута за уши, и подавление индивидуальности.

***

В оформлении — большой стиль в советском его варианте. Просто советское представление о Египте, точно так же, как есть представление о Италии (любой советский Шекспир), о Франции и т.д. + современные нам представления о «богато и культурно». Честно говоря, мне больше по душе старый вариант, обаятельный в своей нафталинности, потрепанный, но пытащийся сохранить театральность, милый в своей наивности. Этакий чистейший музейный экспонат, не испорченный реконструкциями и новоделом.

***

Культовые сцены несомненно удались. Так и веяло от них трансом, жертвоприношениями и аккультизмом. Особое спасибо жрице — Марине Лихошерст.

***

Верди — ГЕНИЙ!

Просмотров: 12606
Архив комментариев

busy