Театр Радивилов

Написал: alex_strel

Вторая часть из статьи о белорусском театре 18-го века.

Зато с середины века, на волне Просвещения начинают бурно развиваться придворные (крепостные) театры (Гродно, Несвиж, Слуцк, Слоним, Ружаны, Шклов, Чечерск и др.). На их сценах выступали как профессиональные актеры (французские, итальянские, польские, немецкие), так и местные любители (из кадетов, слуг), дети крепостных крестьян, которые проходили основательную подготовку под руководством зарубежных специалистов (в гродненской театрально-художественной школе А.Тизенгауза преподавались французский и итальянский языки). Потом крепостные актеры с успехом выступали на петербургской, варшавской, гродненской и львовской сценах.

Мемуарные источники довольно подробно информируют нас о деятельности несвижского, слуцкого и шкловского придворных театров. Первое упоминание о представлении в Несвиже датируется 13 мая 1746 года, когда Михал Радзивилл записал в своем диариуше: «После обеда я со всей компанией ездил в Альбу; там под открытым небом состоялась очень приятная комедия, которую написала моя жена (Францишка Уршуля. — Авт.), играли ж мои дети, паненки и придворные, честные люди, при одобрении всех присутствующих. Потом под шатрами был ужин, за ним при чудесной илюминации фейерверк состоялся, наконец вернулись ночевать мы в Несвиж». Позже любителей сменили профессионалы. При Пане Коханку «капелла, которая состояла из шестидесяти музыкантов, играла в замке ежедневно, во время обеда и ужина, в театре и на вечерних балах, никогда не имея свободного времени. Капельмастеров было четверо: Голанд, Наркевич, Киприани и Каселли. В театре ж, кроме актеров, князь держал двадцать ребят и двадцать девчат для балета, которым руководил итальянский балетмайстер Пецинетти. Хотя и толстый и тяжелый весом тем не менее он чуть ли не летал в воздухе, казался легким, как пух» (Крашевский). Среди крепостных балерин попадались «очень красивые, стройные и на удивление изящные танцовщицы», а самой лучшей среди них считалась Соплекевичевна, которая потом вместе с учителем рисования Моранти тайно сбежала в Петербург и поступила на имераторскую сцену.
По «Воспоминаниям про князя Кароля Радзивилла», в несвижском придворном театра размещалось до двух тысяч человек, осветляли его шесть тысяч свечек и триста цветных лам, украшивали большие «померанцы» (апельсиновые деревья). Особенно пышные представления состоялись тут в 1784 году, в связи с приездом польского короля. С итальянскими ариями выступали сопранисты Николин и Альбертини. На прощание королю «чудесно репрезентовали балет „Пигмалион“, который сделал присутствующим большую приятность и по их желанию трижды повторялся».
Более примитивный характер имели спектакли слуцкого придворного театра. При Герониме Радзивилле в нем господствовали немцы. Представления выглядели каким-то дополнением к охоте и войсковой муштре. Вот несколько записей из дыяриуша Михала Радзивилла, который часто гостил в Слуцке: "22.VI (1755 года. — Авт.).Ужин и комедия немецкая». «24.VI. Обедали в замке... Потому играли комедию Маринетта». «26.VI. Вернувшись были мы на комедии немецкой». «6.X. После обеда мы стреляли диких свиней и одиннадцать забили, потом была опера итальянская». «7.X. Одолели в зверинце оленя, вернувшись, были на комедии немецкой». «4.VIII. (1756 года. — Авт.). После обеда охотился на кабанов, потом были на немецкой комедии, которую мой брат держит за большую цену». «5.VIII. В зверинце одолели лося и там ужинали, вернулись в Слуцк на комедию немецкую». «2.IV. (1757 года. — Авт.). Приехали в Слуцк, были на комедии немецкой, ужинать вернулись в старый замок, где и ночуем». Слуцкий оркестр и балет выезжали на гастроли в Несвиж. 11 апреля 1757 года Рыбонька оставил заметку: «Танцы людей брата моего в театре после комедии». 9 июля 1759 года: «После обеда были мы на итальянской оперетте, балетах, который исполняли танцоры и танцовщицы моего брата».
В 1759 году вместо временного помещения в Слуцке был построен постоянный «комедихауз». Хозяин, Героним Радзивилл, охарактеризовал его так: «Зал для оперы и комедии возвещден с большой пышностью. В ней полно зеркал, подвешенных и настенных, в портере лавки мягко выстелены и обиты сукном, рядом такие же удобные ложи, для нас же, больш достойных, диван, обитый пунсовым бархатом, богато украшенный галунами, френзлями и крепом, возле нее кроме обычной охраны стоят вооруженные гранд-мушкетеры, которые представляют собой очень видную фигуру. Театр так же очень красивый, у него много разных сцен, которые меняются в декорациях, пристойное место для оркестра, в котором удобно размещаются до 40 иностранцев разных народов, чтобы тешить ухо зрителей слаженной мелодией». Рядом с театром находились флигели, в которых жили «артисты оперы, комедии и оркестра, с танцмайстерами и танцовщицами, которых выучил тут из моих крепостных пан Путини, итальянец». Кроме того, в Слуцке был «портативный, переносной театр, в котором играли марионетки (куклы — Авт.), но так натурально, что выглядели не куклами, а живыми существами, очень богато одетыми». В 1759 году в «комедихаузе» устроили богатые представления в связи с приездом польского королевича. Однако это были последние дни слуцкого театра. В 1760 году его ограбили, содрали даже бархат с лавок, а в следующем году, после смерти князя, декорации («кони, львы, слоны, корабли и трон») перевезли, прикрыв дерюжками, в Несвиж.

Просмотров: 19047
Архив комментариев

busy