Записки усталого романтика

Написал: Annaair

Дорогу креативу!
Каким может получиться спектакль, если молодым актерам позволить режиссировать самим, ограничив их лишь общим режиссерским сценарием и, собственно, самим драматургическим материалом, в рамках которых они на репетициях будут юморить и импровизировать? На большой сцене Национального академического драматического театра имени М.Горького появилась такая постановка — «Записки усталого романтика», режиссер-постановщик И.Куликов.

Поставлен рассказ М.Задорнова «Первый тамбур». Жанр постановки можно назвать романтической комедией, хотя на афише она значится как дорожная новелла. Это незатейливая история, рассказанная от имени главного героя. Каждое утро, торопясь на работу, он спешит успеть непременно в первый тамбур поезда, идущего в Москву. В переполненном вагоне ему уже давно нравится «одна девушка», и вот он представляет, как заговорит с ней и... Далее разворачивается нафантазированная им лав-стори, нашпигованная теми самыми актерскими находками — юморесками и импровизациями, родившимися в репетиционный период.

Повествование Юры (С.Жбанков) то и дело обрывается, и только что сказанная им реплика обыгрывается коротким скетчем. К примеру, рассказывая про утренние сборы на работу, Юра упоминает, как он наловчился с расстояния попадать спичкой, которой он зажег конфорку, в мусорное ведро. Тут он себя прерывает, а с двух сторон появляются парень (В.Гречухин) и девушка (Е.Стеценко), стройная, ну, «как спичка». И вот она — в замедленном беге, под романтическую музыку, сначала спотыкаясь, а потом плавно и грациозно, — картинно прыгает на руки парню, имитируя то самое снайперское попадание Юры в цель.

Или, когда Юра-Жбанков сидит на лавке и поджидает с работы свою «даму сердца» Лену (Ю.Кадушкевич), неожиданно выходят две актрисы (Е.Стеценко и И.Савенкова) и в лучших традициях студенческого этюда начинают изображать голубей, попрошайничающих хлебных крошек.

Весь спектакль — это сплошная карусель таких вот сценок, которыми перемежается рассказ Юры. Именно благодаря этим сценкам, среди которых есть настоящие находки, совершенно простенький и совсем, казалось бы, не сценический рассказ Задорнова стал полноценным и веселым спектаклем. Однако, начиная с середины второго акта, череда этих неожиданностей начинает немного утомлять, эффект неожиданности заменяется предсказуемым ожиданием. Всё-таки, наверное, хорошего бывает много. С другой стороны, кое-чего в «Записках усталого романтика» не хватило.

На протяжении всего спектакля казалось, что автор и режиссер подсмотрели истории из нашей жизни, угадали наши мысли — такие простые и знакомые сцены возникали на сцене. Но хотелось, чтобы постановщики пошли еще дальше. Помимо веселости и романтичности, на протяжении всего спектакля в воздухе витала тема ностальгии. Это ощущение задавалось и самим временем действия (конец 80-х начало 90-х годов), его навевала звучавшая музыка, бывшая популярной лет 15 назад, ретро-мотив пробивался и через призму личности Задорнова, пик популярности которого тоже пришелся на то время.

Создатели спектакля это уловили, игра на вспоминаемых нами с улыбкой каких-то артефактах (широкоплечий стиль, варёнки и многое-многое другое) обыгрывается в эпизоде с соперником Юры Володей, женихом Юли, которого исполняет Иван Трус. Невозможно забыть его уютного зимнего гардероба, венчавшегося статусной по тем временам пыжиковой шапкой.

Однако ностальгическая тема, благодаря которой спектакль мог бы получиться более атмосферным, интересным и попросту смешным, не стала ведущей, ставка сделана на игру и остроумие актеров. Возможно, просто не хватило присутствия режиссера на репетициях. Основную работу с актерами провел ассистент режиссера Андрей Кривецкий — известный актер горьковского театра.

 

Просмотров: 7172
Архив комментариев

busy