ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 126 гостей онлайн

Название вашего блога

__

Актер Гродненского областного театра кукол Дмитрий Гайдель организовал частный театр «Провинция» и пригласил несколько коллег из труппы для сотрудничества. До того момента, пока они в своей деятельности не выходили за общепринятые рамки «подхалтуривания» в свободное время — все было спокойно. Но как только в прессе появилась информация о «Провинции» («СБ»), о ее планах, серьезных творческих намерениях, в государственном театре начались скандалы и давление на участников.

На сайте «Театральная Беларусь» не раз можно было встретить анонсы от блогера prowincia. Не сложно догадаться, что под этим ником пытается пиарить свой одноименный частный театрик его директор — Дима Гайдель. В этом отношении мне всегда импонировало усердие Димы в работе со социальными сетями. Такая наивная вера в то, что слово в интернете без финансовых затрат может что-то изменить к лучшему! Впрочем, этими же соображениями руководствовалась и я с моими коллегами из Питера, когда «подбивали» Олега Олеговича Жюгжду прокомментировать сложившуюся ситуацию в открытом письме в блоге Петербуржского Театрального Журнала. Лично выражаю О.О. благодарность, за то, что он не побоялся это сделать. Суть проблемы тут:


Есть что-то общее между Санкт-Петербургом и Гродно. Несравнимы они в размахе — западный белорусский форпост выглядит миниатюрным городком в табакерке, но гипноз иррационального проявляется и в малых формах. Дыхание барочных костелов, спокойная красота классицистской архитектуры, загадки витиеватых модерновских балкончиков и путаность причудливых дворов — составляют ореол гродненской фантасмагории. По странному совпадению, созвучны названия рек — Неман и Нева. Старый театр — ровесник Пушкина, был перестроен из бывшего манежа в 1790-х гг. Кукольники поселились в здании только в 1980-ом. Изначально там действовала оперно-балетная труппа знаменитого подскарбия Великого княжества Литовского, гродненского старосты Антония Тызенгауза. Период, когда он занимался управлением и градостроительством, называют «Цветущая Голландия». Исторические ассоциации, совпадение чисел как будто сами собой сплетаются в некие кабалистические выкладки, и кажется закономерным, что в юбилейные дни своего тридцатилетия Гродненский областной театр кукол представил премьеру пушкинско-чайковской «Пиковой дамы».


Сцена из спектакля «Магическое зеркало пана Твардовского» Гродненского областного театра куколБелорусский национальный образ Барбары романтичен и овеян мистическим ореолом. Большую роль в этом сыграли всем известные легенды о «виленской красавице». Ее душа не может найти успокоения и в облике привидения Черной Панны ночами бродит по Несвижскому замку. Несмотря на то, что прямая родственница Радзивиллов при жизни никогда не бывала в этом родовом гнезде, сама идея возвращения ее на землю из иного мира имеет под собой историческую почву. После смерти королевы Барбары для утешения убитого горем короля Жигимонта II Августа в Варшаву был приглашен знаменитый чернокнижник пан Твардовский. При помощи своего «волшебного» зеркала алхимик устроил спиритический сеанс с демонстрацией призрака умершей. Оттолкнувшись от этого факта, создатели спектакля «Магическое зеркало пана Твардовского» (пьеса Сергея Ковалева, режиссер Олег Жюгжда, художник Лариса Микина-Прободяк, композитор Богдан Щчепаньский) в Гродненском областном театре кукол перевели популярный среди белорусов мистицизм по отношению к Барбаре в философскую плоскость. В основу драматургии легла вариация Фаустовской темы.


Польский Фауст.
Живой интерес к немецкому алхимику не ослабел до нашего времени. Кто он, ученый или шарлатан? Есть ли допустимые пределы познания мира человеком? Эти вопросы актуальны сейчас не меньше чем в предыдущие века.

Устные сказания о докторе Фаусте, в образе которого ярко выразилось мировоззрение ренессансного человека, возникли в Германии. Впоследствии они неоднократно интерпретировались в литературных и сценических произведениях разных стран. На основе прототипа кое-где появлялись и местные национальные персонажи. Так в Польше широко распространились придания о маге и некроманте пане Твардовском.


«Вы обратили внимание на эмблему фестиваля? Этот летящий Буратино похож на ракету: развивающийся колпак как пламенный хвост, а черные башмачки — угольки. Так что же это получается? Оборвали свои нитки и улетели Буратины!!? Что вы будете делать без них?!!» (Неточная цитата из фестивальной дискуссии «Театральная инквизиция»).

Более 10-ти лет Международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России» создает условия для общения русскоязычных театров постсоветских республик и не только. Вот и сейчас в Санкт-Петербурге проходит его 12-й театральный форум (31 марта – 9 апреля). Накануне Пасхи  город на Неве посетили 2 белорусских театра: Национальный академический драматический театр им. М. Горького c «Каштанкой» по А. Чехову и Гродненский областной театр кукол с «Поэмой без слов» по Я. Купале. А если говорить в контексте режиссуры – Беларусь представили кукольники Алексей Лелявский и Олег Жюгжда.


«Sklepy cynamonowe», BTL, КукART-IX _2

Написал: Nadzieja

Теги: Без тегов 

Коричные лавки_01Симпатию к Белостокскому театру кукол (BTL) скрывать не могу. Обо всех его работах, виденных мною,  скажу, что присущ им какой-то особый стиль, несмотря на то, что режиссеры были из разный стран.


Фестивали, Питер, КукART-IX _1

Написал: Nadzieja

Теги: Без тегов 

Театр HAND MADEКукART, международный фестиваль-биенале кукольных и синтетических театров, традиционно проходит в Санкт-Петербурге в период белых ночей. Как всегда с размахом, этот форум предоставляет участникам множество эстетических впечатлений. Несмотря на предшествующий экономический кризис, экономию, угрозу срыва и т. д. КукART-IX 2009 состоялся и, в целом, выдержал марку. Условные тематические границы постановок определяли два официальных события: 90-летие Театра марионеток имени Евгения Деменни — первого репертуарного российского театра кукол и, конечно, наступающий 150-летний юбилей Антона Павловича. Фестиваль посвящался марионеткам, включал в себя блок чеховских спектаклей и другие постановки, не подпадающие не под одну из двух вышеперечисленных категорий.


Жизнь это лучшее орудие самоубийства.
Эдит Пиаф
 
Солнышко и снежные человечки - 01Застывшая улыбка на белоснежном лице – маска клоуна. Снеговички напоминали мимов, которые легко и непосредственно разыгрывают наивно-трагическую историю любви.  Маленький спектакль, чуть больше получаса. Детская сказка с народными корнями. Пьеса о краткой жизни снеговичков – мифологический мотив каждогоднего умирания и перерождения природы после зимы.

В премьерной постановке Гродненского театра кукол «Солнышко и снежные человечки» было все, что нужно светлому спектаклю «для самых маленьких». Были там и потешное лесное зверье, и ожившие снежные бабы, и идиллическая весенняя картинка: бутафорский сугроб таял как настоящий, непришитый кусочек меха на нем сворачивался при помощи механики, открывая залитую солнцем зеленую лужайку. Песни обитателей леса (музыку к спектаклю написал актер театра  Виталий Леонов) малыши в зале с удовольствием подпевали. Но в происходящем на сцене, в образах главных героев было еще и что-то такое тонкое, неуловимое, касающееся каждого зрителя в независимости от возраста. Два влюбленных Снеговичка, которые так хотели жить, но решились на самопожертвование,  оказались настолько человечными, что взрослые сопереживали им не меньше чем дети.

фото Н. ЯковлевойГродненский театр кукол отметил юбилей Светланы Бобровской премьерой постановки «Подлинная история Дюймовочки». Одноименная пьеса Олега Жюгжды ждала подходящую актрису на главную роль почти 10 лет. Реализация давнейшей задумки спектакля оказалась плодотворной во всех отношениях. Светлана Игоревна получила роль, совершенно для нее органичную, а режиссер из своих предыдущих творческих наработок создал точку опоры для экспериментов по соединению видеоряда и сценического действия.
Сказки Ханса Кристиана Андерсена через призму его биографии. С этим приемом минские зрители хорошо знакомы по спектаклю Олега Жюгжды «Приключения оловянного солдатика, пастушки и трубочиста» в Белорусском государственном театре кукол. Жизнь писателя и его произведения проникают друг в друга, реальные факты становятся основой для сказочных сюжетов.

Фото Н. ЯковлевойВеселая огненно-рыжая девочка в компании салатовой лошадки с курчавой гривой и маленькой непоседливой обезьянки могут раскрасить яркими цветами самые серые будни. В начале мая в унисон весенней солнечной погоде в Белорусском государственном театре кукол состоялась премьера спектакля «Пеппи Длинныйчулок» по мотивам известного произведения Астрид Линдгрен.