ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 128 гостей онлайн

Блоги «Театральной Беларуси»

A short description about your blog

24 мая 2014 года  вот уже в одиннадцатый раз Театр белорусской драматургии покажет спектакль «Ціхі шэпат сыходзячых крокаў». Проект, осуществленный по инициативе Центра белорусской драматургии при поддержке Международной конфедерации театральных союзов, стал первой в Беларуси постановкой драматургии Дмитрия Богославского на репертуарной сцене.

Спектакль находится в ряду самых интересных и долгожданных событий  уходящего сезона. О постановке, осуществленной кыргызским режиссером Шамилем Дыйканбаевым, написано немало. Вот лишь некоторые отрывки:

«…Д.  Багаслаўскі акрэсліў сваю п’есу як сон у дзвюх дзеях, рэфлексію ўрыўкамі, сама капанне і ўнутранае самаразбурэнне. Увогуле, нічога ад класічнага лінейнага сюжэта не засталося! Хісткасць межаў паміж рэальнасцю і нерэальнасцю нагадвае дзіўныя творы Кафкі.»  Паліна ПЛАТАВА, газета «Лім»

«…Авторская манера Дмитрия Богославского пронизана сложной метафизикой, которая скрывается за реалистично выстроенной картиной. Масштаб и сила драматургического посыла пьесы «Тихий шорох уходящих шагов» не уступает чеховскому «Вишневом саду»: столь же глубокое ощущение тоски, столь же внимательное отношение к внутреннему миру героев.» Виктория Белякова, Интернет-портал «ART AKTIVIST»

«…Сцены со снами, путешествиями по закоулкам памяти кого-то из героев… Что из всех этих полуреальностей правда – непонятно. Думается, в этих вопросах и есть вся суть. Сложно, противоречиво, неожиданно. Непростая история о том, что действительно важно. Семья, родина, жизнь и смерть, неуверенность и бесконечные скитания в поиске ответов. Но чтобы найти в постановке «что-то конкретное», лучше увидеть и попытаться во всем разобраться самому.» Ольга Капуста, «Театральное движение «Двери»

30 мая 2014 года спектакль «Ціхі шэпат сыходзячых крокаў» будет показан в Брянске в рамках фестиваля «Славянские театральные встречи». Жителей Минска приглашаем 24 мая в Театр белорусской драматургии!

Билеты можно купить в кассе РТБД, кассах города, на сайте ticketpro.by, а также заказать по телефону 8 (017) 385-97-51, 8 (029) 154-04-44.

 


На фестивале «Театральный Куфар»  стартовал  совместный с Центром белорусской драматургии проект «КуфарДрамаЛаб». Три режиссёра за время фестиваля ставят спектакль или читку по пьесам молодых белорусских авторов. Репетиции уже начались, и мне удалось пообщаться с одним из участников проекта.

 Эстонский режиссёр Калев Куду работает над новой пьесой В. Красовского «Пару дней и все», которая уже успела вызвать неоднозначную реакцию московской театральной публики на фестивале «Любимовка-2013».  Калев Куду сталкивается с современной белорусской драматургией не первый раз. Режиссёр уже поставил три спектакля по пьесам П. Пряжко  «Запертая дверь», «Жизнь удалась» и «Трусы».


Пять дней драматургической лаборатории завершились читками написанных за это время сцен, набросков и эскизов пьес. Окончательная работа авторам еще предстоит, и в сентябре месяце в Центре состоится презентация уже готовых произведений. 17 мая было прочитано семь текстов, разных и по атмосфере, и по глубине погружения в тематический материал. Особенностью лаборатории оказался интерес к документальному театру: в двух работах были использованы приемы вербатима.

Пьеса Виктора Красовского «Пять дней» основана на личных записях разговоров самого автора и его родных. Благодаря точному перенесению диалогов и сохранению речевых особенностей героев текст приобрел особую бытовую характерность. Вся пьеса представляет собой два мира: один – языковой срез повседневной болтовни, насыщенной подробным перемалыванием проблем и событий, второй – внутренний монолог главного героя Вити, в котором раскрываются его переживания и мысли. Являясь стержнем всего текста, этот порой перебивчивый, вспоминательно-философский поток сознания цепляет честностью и глубиной размышлений. Для режиссёров в этой пьесе заключена сложная постановочная особенность: главный конфликт текста – внутренний - разворачивается именно в голове героя, при этом внешний мир существует отдельно, будто бы в туманность сна вторгаются отголоски реальности. Пока в пьесе существует громоздкость некоторых диалогов, но, кажется, даже она, при талантливом подходе, может стать изюминкой текста, например, в намеренном сценическом преувеличении возникает комический эффект. Тем не менее, эти технические трудности не умоляют оригинальности и глубины драматургии.

«Би-Лингвы. Или курица с сердцем» - драматургическая проба Андрея Савченко, по его же определению «пьеса, или монолог, или нет. Пока отрывками». Из главного вопроса «Кто-Я?», заданного автором себе и всем участникам лаборатории, получилось очень любопытное сочетание монологов, диалогов и мыслей разных людей. Рефлексия на тему самоидентификации белоруса, вскрывает конфликтные моменты существования белорусского языка и национального самосознания в обществе, которое и само пока не знает, как это – ощущать себя белорусом. 
Болезненный, как незаживающая рана, вопрос стоит уже не первое столетие перед народом, которой не может или не хочет понять и принять себя «белорусом».


 

Сергей Анцелевич, драматург, режиссёр. На лаборатории второй раз.




14 мая. Драматурги и режиссёры разошлись по парам, чтобы обсудить свои темы и найти конкретное направление для движения. Во второй половине дня собрались на тренинг, и все же процесс написания текста  очень индивидуален. Пообщавшись с несколькими драматургами, я пришла к выводу,  для  большинства из них лаборатория – это способ сконцентрировать свою энергию в отдельно взятом месте, собраться с мыслями и принять на себя ответственность  за собственную продуктивность. Возможность же диалога и общения творческий импульс, который  дает дополнительные шансы на  развитие собственной идеи. В небольших интервью,  которые мне уже удалось взять у нескольких  драматургов,  мы познакомимся с самими авторами и попробуем проследить, как развиваются и трансформируются их замыслы в  ходе работы лаборатории.

«Мне интересна степень одиночества драматургов на таких лабораториях»
Андрей Иванов, киносценарист, второй год участвует в драматургической лаборатории (в результате прошлой лаборатории была написана пьеса «Это все она» в 2012 году).





Интересная история получается. Собираются  драматурги и режиссёры возле моря, пускай и минского,  рассаживаются в тенечке беседки, отдалившись от  вялости проистекающей вокруг  санаторной жизни, и погружаются в своё театрально-рефлексирующее пространство.  Тематические  идеи и драматургические наброски приобретают объем в диалогах, встречных репликах и вопросах. В таких лабораторных заседаниях приходит здоровое осознание того, что  создание пьесы – это, пускай, и творческий, но все же процесс.  Непосредственная работа, которая стимулируется ограниченностью во времени, концентрацией творческих сил и направленной на тебя активностью окружения.

Выездная драматургическая лаборатория второй раз проводится Центром белорусской драматургии. Итогами первого такого опыта в 2012 году в Острошицком городке стали пять пьес, три из которых позже были представлены на сцене Центра («Это все она» А. Иванов, режиссёр  Т. Ларина, «Внешние побочные» Д. Богославский, режиссер С. Анцелевич,  «PATRIS» Д. Богославский, С. Анцелевич, В. Красовский, режиссеры: В. Красовский, С.  Анцелевич). Ситуация из разряда «очевидное и невероятное» – оказывается, что для того, чтобы что-то получилось нужно как минимум что-то делать.  Не ставить диагнозов, не жаловаться и не искать виноватых, а взять и создать собственное пространство, в котором можно взращивать талант и набираться опыта.  Прочувствовав эту ситуацию можно смело браться за дело, дав себе право на свободные поиски.

Итак, день первый. Поиски тем.


Сложный творческий период начался в Национальном академическом драматическом театре им. Я. Коласа с уходом в 2009 году В. Барковского с должности художественного руководителя. На сегодняшний день репертуарный облик театра претерпел глобальные изменения. Чистка афиши, происходила с постепенным, но почти полным исчезновением спектаклей бывшего худ. рука, ставшего после всех творческих успехов, не угодным театру. Взамен, в особо сложный период смены руководителей, пришло засилье комедийно-антрепризных постановок, да таких, что театр, казалось, на глазах ветшал и умирал, разменивая свой неспокойный творческий дух на пошловатые шуточки комедий Р. Куни, и это в лучших своих проявлениях.

Вот уже год, как театр принял своего нового художественного руководителя В. Анисенко, оставившего родной РТБД. Куда было деваться?.. Режиссёров ведь нет. Нет свободных режиссёров в Беларуси. Надо, значит надо, значит, пора спасать «национальный академический». Репертуар разнообразился, правда, пока за счет прошлого режиссёрского и директорского опыта самого В. Анисенко. Тут и «Песни волка», и «Полеты с ангелом», и совсем недавние «Лифт» и «Дожить до премьеры». Репертуар республиканского театра медленно, но верно перекочевывает в национальный академический, зато труппа при деле, да и зрителю витебскому есть на что сходить...

Организаторской хватки же В. Анисенко не теряет и жизнь репетиционно-премьерная в театре пошла. Старую добрую малую сцену на третьем этаже в фойе театра переоборудовали и создали новое закрытое и более практичное пространство. Как бы не было жаль, той прекрасной камерной трилогии о белорусских художниках В. Барковского, минималистичной «Чайки» Ю. Лизенгевича и других спектаклей, созданных на этой сцене, теперь они остались приятным театральным воспоминанием. Новая малая сцена театра, пока еще не официально открытая, должна зажить новой жизнью: на ней планируется проводить читки, мастер-классы, творческие проекты, встречи и, конечно, спектакли.


Вчера была на «Лифте», после спектакля очень захотелось сказать всем кто имеет отношение к этой работе и самому РТБД много хороших слов.

Мне кажется, что «семейные» радости театра начинают перерастать в что-то интересное, свежее и качественно новое!

Мне нравиться то, что театр развивается, он «живой», это очень чувствуется в актерах. Было «по-настоящему», неспешно, осознанно, с искренней подачей. При этом — вам есть куда расти, говорю со знаком +, есть ощущение, что возможная планка может быть установлена высоко.


Драматургия Чехова, написанная более века назад, представляется для современного театра мифом, с которым и пытаются взаимодействовать режиссёры, обыгрывая, разрушая или реконструируя его в сегодняшней реальности. В белорусском театральном пространстве попытки контакта современности с мифом о Чехове встречаются не так часто, тем не менее интерес к драматургии классика не угасает.

Спектакль «Драй Швестерн» («Три сестры») Алексея Лелявского в Белорусском государственном театре кукол — яркий пример театра предмета. В нем разрушается миф о лирической, овеянной светлой грустью драматургии классика. Уже на программке к спектаклю мы видим мертвых лошадей, запряженных в полуразрушенную повозку, а в серо-желтой дымке виднеется дом, от которого они так и не отъехали. Эта картина совершенно точно передает ощущение безнадёжности и пустоты мира, в котором живут три сестры А. Лелявского. Жуткий образ свалившихся лошадей на программке дисгармоничен и страшен, как и весь спектакль, пропитанный духом смерти. Смерти в прошлом и мертвячности в реальности. «Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет?» — эти слова Чебутыкина упрямо не выходят из головы и после окончания спектакля, а перед глазами предстает сцена, когда один из героев заводит волчок. Легкое, органичное круговое движение знакомой с детства игрушки заставляет замереть всех персонажей и заворожено следить круг за кругом за наивными, отчаянными попытками юлы сохранить в себе жизнь и не поддаться силе притяжения.


Пластмасавая вера

Марцін Макдонах — сучасны ірландскі драматург з міравой вядомасцю. З моманту, калі ў 1997 годзе яго п’еса «Каралева прыгажосці» была пастаўлена на Брадвее і прынесла аўтару першую тэатральную прэмію «Тоні», а таксама «Evening Standard», ні на што не падобная натуралістычная драматургія Макдонаха пачала распаўсюджвацца па свеце. Тэксты ірландскага драматурга маюць асаблівую прыцягальнасць, бліскучыя дыялогі, быццам пясок, легка і бездакорна складываюцца пясчынка да пясчынкі, утвараючы, тым не менш, выразную і моцную канструкцыю. Рэальнасць аўтара заўседы жорсткая і абсурдная, пададзеная скрозь чорны гумар, яна вызывае змешаныя процілеглыя пачуцці, ядзерную сумесь жаху і смеху, абсурднасці і натуралістычнасці. У Макдонаха не сустрэнеш ні асуджэння, ні жалю, праз гіпертрафаваную, але ўзнавальную праўду жыцця, ён выносіць неміласэрдны прысуд сучаснаму грамадству і чалавеку.

Для постсавецкай прасторы драматургію Марціна Макдонаха адкрыў рэжысёр Пермскага тэатра «У Маста» Сяргей Фядотаў, які паспяхова ажыцявіў пастаноўкі па пяці яго п’есах. Беларускі глядач мог бачыць асобныя спектаклі на тэатральных фестывалях у Брэсце і Магілеве. Уласна ж у рэпертуары беларускіх тэатраў імя М. Макдонаха амаль не сустракаецца. Дарэчы, цікавая сітуацыя, прычын да якой бачыцца некалькі: з аднаго боку, кансерватыўнасць рэпертуарнай палітыкі тэатраў, з другога, агульная не развітасць альтэрнатыўных і аўтарскіх калектываў, якія працавалі б над сучаснай драматургіяй. Есць і яшчэ адна асаблівасць, як то верагоднае несупадзенне жорсткай рэальнасці п’ес М. Макдонаха з агульназвыклай фармулёўкай памяркоўнай і талерантнай нацыяльнасці беларусаў. Тым не менш апошняе сцвярджэнне здаецца даволі ўяўным, і можа ўспрымацца як простае нежаданне глядзець праўдзе ў вочы.


<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>