ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 77 гостей онлайн

Эл. почта Печать

Театральная Беларусь

Мероприятие 

Название:
"Возвращение Дон Жуана"
Когда:
27.04.2013 19.00
Театр:
Гродненский областной драматический театр - Гродно

Описание

ПРЕМЬЕРА

Эдвард Радзинский

Возвращение Дон Жуана

Мистическая драма

…Я думаю сейчас обо всех, кто желал безусловной кары для Дон Жуана. Не только в иной жизни, но и в этой. Я думаю обо всех сказках и легендах, всех анекдотах о Дон Жуане в старости. Но ведь Дон Жуан уже готов к ней. Для сознательного человека старость и все ею предвещаемое не являются неожиданностью. Человек сознателен ровно настолько, насколько не скрывает от себя своего страха. В Афинах был храм старости. Туда водили детей. Чем больше смеются над Дон Жуаном, тем четче вырисовываются его черты. Он отказывается от облика, уготованного ему романтиками. Никто не станет смеяться над измученным и жалким Дон Жуаном. Раз его жалеют люди, быть может, и само небо простит ему грехи? Но нет. Дон Жуан предусмотрел для себя вселенную, в которой есть место и насмешке. Он готов понести наказание, таковы правила игры. Щедрость Дон Жуана в том, что он принимает все правила игры. Он знает, что прав и что ему не уйти от наказания. Судьба не является карой. Альбер Камю


Место

Гродненский областной драматический театрКарта
Театр:
Гродненский областной драматический театр   -   Веб-страница

Описание

Создан в сентябре 1947 года на базе переведенного в Гродно Бобруйского областного драматического театра. Художественный руководитель – Н.Ковязин (до 1950).
 
Театр возглавляли главные режиссеры: Ю.Юровский (1950), С.Рахманов (1950-1951), И.Парамонов (1951-1952), А.Миронский (1953-1955) И.Попов (1952-1953, 1955-1963), А.Струнин (1963-1975), В.Короткевич (1975-1981), А.Шалыгин (1982-1984), И.Петровский (1985-1990), М.Резцов (1991-1994), Г. Мушперт (1994-1998), С. Полещенков (2000-2001), худ.рук. О.Жюгжда (2002-2003), с 2008 г. – засл. деятель искусств Латвии В. Мацулевич.
 
Главные художники: О.Марикс(1953, 1957), Б.Малкин (1955-1956), М.Гафт (1959-1965), Н.Якунин (1966-1984), К.Чемеков (1985-1988), Ф.Розов (1991-2000), с 2000 Т.Соколовская.
 
Открылся 20 октября 1947 года спектаклем «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Островского (реж. Н.Ковязин).
 
Вначале театр сохранял прежний репертуар, в формировании которого важное место отводилось классическим произведениям. В этот период яркими были постановки классики (примерно треть репертуара): костюмные пьесы П.Кальдерона, К.Гольдони, О.Голдсмита, Ф.Шиллера, психологические произведения А. Островского, И.Гончарова, М.Горького, С.Найденова.
 
В репертуаре 1950-1960-х г.г. органично сочетались постановки классики: «Дачники» М.Горького (1956; реж. И.Попов), «Власть тьмы» А.Толстого (1959; реж. И.Попов), «Три сестры» А.Чехова (1960; И.Попов) и др.), современной российской драматургии («Друзья и годы» Л.Зорина (1962; реж. И.Попов), «Пять вечеров А.Володина (1963; реж. И.Попов) и др. В этот период театр впервые обратился к белорусской драматургии: «Когда зацветают сады» В.Полесского (1950; реж. В.Иконников), «Поют жаворонки» К.Крапивы (1951; реж. И.Парамонов), «Это было в Минске» А.Кучера (1952; реж. И.Попов), «Год свершений» П.Василевского (1957; реж. И.Попов).
 
В 1960-1970-х г.г. определяющими были историко-революционные, эпические полотна, насыщенные гражданским пафосом: «Порт-Артур» И.Попова по А.Степанову (1963; реж. А.Струнин), «Между ливнями» А.Штейна (1966; реж. А.Струнин) и др. Среди постановок белорусских пьес: «Сердце на ладони» по И.Шамякину (1965; реж. А.Струнин), «Примаки» Я.Купалы (1972; реж. В.Скоробогатов), «Откуда грех?» А.Петрашкевича (1970; реж. В.Скоробогатов), „Трибунал” А.Макаенка (1971; реж. А.Струнин), „Последний шанс” В.Быкова (1975; реж. А.Струнин).
 
Стремлением к яркости и выразительности формы, к острому выявлению стилевых и жанровых особенновтей произведений выделяются постановки 1970-1980-х г.г.: масштабные спектакли „Оптимистическая трагедия” В.Вишневского (1975; реж. В.Короткевич), «Темп-1929» М.Захарова по ранним пьесам Н.Погодина (1976; В.Короткевич); пьесы морально-этической проблематики „Провинциальные анекдоты” А.Вампилова (1976; реж. К.Малькович), „Мы, нижеподписавшиеся” А.Гельмана (1980; реж. В.Короткевич); классическая „Бесприданница” А.Островского (1976; реж. В.Короткевич), «Зыковы» М.Горького (1979; В.Короткевич) и др. Активно осваивалась театром белорусская драматургия: «Тревога» (1975; реж. В.Короткевич) и «Франциск Скорина» («Написанное остаётся») А.Петрашкевича (1978; реж. В.Короткевич), «Милый человек» К.Крапивы (1976; реж. В.Короткевич), «Павлинка» Я.Купалы (1979; реж. А.Ушатский, В.Мищанчук), «Нестерка» В.Вольского (1980; реж. В.Симакин) и др.
 
В 1980-1990-х г.г. в репертуаре преобладали пьесы морально-этической проблематики: «Калина красная» В.Шукшина (1981, реж. Н.Динов), «Вечно живые» Ф.Розова (1983; реж. В.Шелыгин), «Воспоминания» А.Арбузова (1985, реж. А.Каменская). Среди других значительных спектаклей: «Кто боится Виржинии Вульф?» Э.Олби (1985; Б.Мартынов), «Князь Новогрудский» Л.Прокопчика и Д.Кальченко (1987; реж. И.Петровский). «Пинская шляхта» В.Дунина-Марцинкевича (1988; реж. Б.Второв), «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по В.Войновичу (1990; реж Ю.Чернышов).Одними из лучших постановок 1990-2000 г.г. стали «Лолита» Э.Олби по В.Набокову (1990; на Международном фестивале в Брянске в 1993 году роль Лолиты в исполнении С.Завадской отмечена как лучшая женская роль); «Нора» Г.Ибсена (1994; на “Маладзечанскай сакавіцы-96” роль Норы в исполнении Л.Волковой отмечена как лучшая женская роль). Интеллигентностью и высоким вкусом, мягким юмором и глубоким философским подтекстом отличились постановки режиссера Г.Мушперта: «Датская история» А.Шапиро (1994), «Дорогая Памела» Дж.Патрика (1994), «Разбойник» К.Чапека (1997), «Король, дама, валет…» по В.Набокову, и др. Заметным явлением стали постановки режиссера М.Абрамова «Полоумный Журден» М.Булгакова (1995), «Салемские ведьмы» А.Миллера (1996). Огромный успех имели постановки на белорусском языке пьес А.Дударева в постановке режиссера В.Мазынского «Рогнеда и Владимир» (1998) и «Черная панна» (1999).
 
На современном этапе репертуарная афиша театра жанрово и тематически разнообразна. В ней по-прежнему сочетаются как произведения классической зарубежной и белорусской драматургии, так и произведения современных зарубежных и белорусских авторов. К успехам нынешнего десятилетия можно отнести спектакли: «Рок-концерт с Григорием Гориным» по Г.Горину (2001; реж. Г.Мушперт), «Афинские вечера» П.Гладилина (2001; реж.Г.Мушперт), «Одинокий запад» М.Мак-Донага (2003; реж.Г.Мушперт). Заметное место занимают постановки современной белорусской драматургии: «Наука любви» С.Ковалева (2001; на фестивале белорусской драматургии в г.Бобруйске в 2001 г. роль Уршули Радивил в исполнении Е.Гайдулис отмечена как лучшая женская роль года, а С.Ковалев и реж. О.Жюгжда – как лучшие автор и режиссер), «Пьемонтский зверь» А.Курейчика (2002; реж. О. Жюгжда). Популярностью зрителей пользуются такие спектакли текущего репертуара как “Камедыя пра нешчаслівага селяніна...” В.Рудова , «Муж для поэтессы» Е.Поповой, «Мальчик и Маргарита» И.Смирнова-Охтина, «Слишком женатый таксист» Р.Куни, Я.Купалы “Раскіданае гняздо”, «Планета» Е.Гришковца, «Старомодная комедия» А.Арбузова ( 2007; реж. А.Глотов), «Голый король» Е.Шварца, «Раскиданное гнездо» и «Примаки» Я.Купалы, «Курица» Н.Коляды.
 
В репертуаре театра много спектаклей для детей: «Чудеса в перьях» В.Афонина, «Играем в Маршака» С.Маршак, «Жили-были две лисички» В.Зимина, «Мороз Иванович» Н.Виленчик, «Волшебный сундучок» Ю.Кулика и А.Оксиня, «Оранжевый ежик» С.Белова и С.Куваева , «Золотая табакерка» Т.Ренгард, «Сказ о скоморохе и царе Горохе» М.Корабельника.
 
Значительный вклад в творчество театра внесли народный артист Беларуси Я.Кимберг, заслуженные артисты Беларуси С.Александров, М.Останкова, А.Биричевский, Г.Глиноецкий, В.Гречинский, Л.Дементьева, С.Иванова, М.Ковязина, Н.Короткевич, В.Мищанчук, Ю.Никитин, Т.Николаева, Г.Панкрат, В.Смачнев, Л. Сторожева, В.Смирнов, И.Филипов, А.Царёв.
 
С 1996 года при театре работает танц-театр «Галерея» (хореограф-постановщик Александр Тебеньков), студия танца «Фолюш-балет».
 
Театр поддерживает творческие связи с театрами Беларуси, России, Белостокским драматическим театром им. А.Венгерки (Польша): в 1967, 1987, 1988 и 1989 состоялись обменные гастроли. В 1989 театр выступал в Болгарии, в 1998 – в Германии. В 2006 году руководство театра возобновило прерванные на восемнадцать лет творческие связи с соседним зарубежным коллективом и в ноябре этого года в т-ре им. Венгерки состоялся показ спектакля «Рок-концерт с Григорием Гориным». Спектакль «Се ля ви» Генри Перреа Ками, показанный на сцене театра в феврале 2007 года – это только начало творческих обменов. Театр является постоянным участником Международного фестиваля русских театров стран СНГ и Балтии в г. Санкт-Петербурге «Встречи в России» и Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» (г.Керчь, Украина).
 
В октябре 1947 года Гродненский облдрамтеатр открывался в старинном здании (построенном ещё в 1772 году по инициативе литовского придворного подскарбия Антония Тызенгауза) и проработал в нём почти сорок лет.
 
С 1984 года театр работает в новом здании (арх. Р.Мочульский).
 
Центральный вход украшает трехфигурная скульптурная композиция (скульптор Л.Зильбер). Главный зрительный зал (амфитеатр, балкон) рассчитан на 702 места, малый зал – на 216 мест.