ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 96 гостей онлайн


Не стала Анатоля Сабалеўскага… PDF Печать E-mail
Автор: Театральная Беларусь   
08.04.2012 22:32

Анатоль Вікенцьевіч Сабалеўскі6 красавіка 2012 года пайшоў з жыцця прафесар, доктар мастацтвазнаўства, тэатразнаўца, крытык, педагог Анатоль Вікенцьевіч Сабалеўскі.
Анатоль Вікенцьевіч нарадзіўся на Дзяржыншчыне. У 1958 годзе скончыў аддзяленне журналістыкі філалагічнага факультэта Белдзяржуніверсітэта. З 1961 года выкладаў у Беларускай дзяржаўнай акадэміі мастацтваў (у 1984–1989 гг. быў рэктарам гэтай навучальнай установы). Працаваў у Беларускім дзяржаўным універсітэце культуры і мастацтваў. З 1991-га па 1998-ы быў галоўным рэдактарам часопіса «Тэатральная творчасць» («Тэатральная Беларусь»).
Уклад Анатоля Сабалеўскага ў развіццё беларускага тэатразнаўства і тэатральнага мастацтва цяжка пераацаніць. Ён даследваў беларускую драматургію і яе сцэнічнае ўвасабленне, сучасныя праблемы тэатра, узаемасувязь беларускага тэатральнага мастацтва з іншымі культурамі, гісторыю беларускага тэатра. Як педагог, аўтар шматлікіх кніг, манаграфій, рэцэнзій выхаваў не адно пакаленне захопленых тэатрам.
Да савайго 80-гадовага юбілею Анатоль Вікенцьевіч не дажыў крышку больш за месяц. 80 яму б споўнілася 27 мая 2012 года...

 
Экспериментальность в театральном пространстве Беларуси PDF Печать E-mail
Автор: Виктория Белякова   
08.04.2012 14:42

Сцена из спектакля «Картотека» Театра-студии «Дзе-Я?»Театр — это поиск новой искренности. Так говорила Пина Бауш, великая танцовщица и хореограф современности. Эта фраза сегодня кажется особенно актуальной для белорусского театра.
Драматические театры топчутся на месте, а от репертуарной системы попахивает нафталином. В это время за их пределами возникают редкие интересные частные проекты и театры-студии. Но, в общем, тусклость событий и театральной жизни ощущается на уровне нехватки кислорода, который является совершенно естественной потребностью не только биологического, но и театрального организма. Заинтересованность, общение, поиск — всё то, чем можно определить понятия «развитие» и «движение» — остаются редким исключением в неживом театральном пространстве. Развитие же альтернативных театральных форм имеет скорее локальный, единовременный характер и пока с трудом выливается в закономерный процесс, как это происходило в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
Причины подъема экспериментального движения именно в тот период понять не трудно даже человеку с поверхностными знаниями истории. Перестроечное время вдохнуло в белорусский социум тот самый «кислород» — употреблять здесь понятие «свобода» я бы не рискнула, уж очень оно относительное. Число экспериментальных театров и студий в это время исчислялось не одним десятком. Театры-студии «На площади Победы» Рида Талипова, «Абзац» Владимира Савицкого и Александра Маркевича, «Акт» Виталия Барковского, «Инжест» Вячеслава Иноземцева, Альтернативный театр Витовта Григалюнаса и многие другие занимались поисками новых средств сценической выразительности, апробацией новых для нашей страны театральных форм, часто обращаясь к абсурдистским произведениям.
Одним из самых ярких коллективов в истории театрального движения 1990-х был белорусскоязычный Театр-студия «Дзе-Я?» Николая Трухана, который активно экспериментировал, в том числе, и с национальной драматургией. Режиссёр последовательно обращался к пьесам Франтишека Алехновича, театрального деятеля, драматурга, писателя, журналиста, личности знаковой для всего белорусского театра, запрещенного и забытого во времена СССР. После внезапной смерти Николая Трухана «Дзе-Я?» перестал существовать как авторский режиссёрский театр и реорганизовался в репертуарный Новый драматический театр. Со временем реорганизовались еще два коллектива: театр «Вольная сцена» в Минске и Независимый театр в Гомеле.
Уже к концу 1990-х годов из всех экспериментальных студий в театральном пространстве сохранился лишь один театр Вячеслава Иноземцева, существующий по сей день. В монографии Галины Галковской «Студийные театры Беларуси. 1980 — 1990» чаще всего упоминаются финансово-менеджерские проблемы, ставшие причиной распада почти всех коллективов. Разобраться в причинах, рассмотреть их с разных точек зрения, было бы важно не только в качестве исторического анализа, но и ради современного экспериментального движения, которое после подъема 1990-х так и не расправило плечи.

 
«М@rt.контакт-2012». Итоги PDF Печать E-mail
Автор: Вероника Молокова   
01.04.2012 15:19

Гран-при VII Международного молодежного театрального форума «М@rt.контакт-2012» получил спектакль Льва Эренбурга «Три сестры» Небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга.
Исполнитель роли Вершинина Константин Шелестун был награжден экспертами дипломом за лучшую мужскую роль. А лучшей молодой актрисой стала Марина Семенова, сыгравшая младшую из трех сестер — Ирину. Молодежное жюри также отметило эту постановку «за классную классику».

 
Три сестры + n лет ≠ 2012 PDF Печать E-mail
Автор: Елена Шандрак   
31.03.2012 17:07

Питерский Небольшой драматический театр (НДТ) привез большую (в смысле идет 2 часa 50 минут) и серьезную (в смысле типа Чехов, типа классика, типа знаковая пьеса) вещь на Международный молодежный (повторю по слогам: мо-ло-деж-ный) форум «М.art.контакт-2012» — «Три сестры».
Казалось бы, ну как еще можно интерпретировать текст, который «с детства каждому знаком»? Как этих бедных сестер повернуть, чтобы платья, побитые молью еще в начале XX века, смотрелись поновее? А вот так, как сделал Лев Эренбург, режиссер НДТ. Младшенькая, Ирина (Мария Семёнова), у него хромоножка. Сутулая, уставшая, ходит с тросточкой, и вот уже слова «лучше быть простою лошадью, только бы работать, чем молодой женщиной, которая встает в двенадцать часов дня, потом пьет в постели кофе, потом два часа одевается...» звучат совсем по-другому. Средненькая, Маша (Татьяна Колганова), — веселая и немного больше меры пьющая молодая женщина, которой отчаянно скучно с мужем-учителем и которая от этого готова броситься на первого же приезжего военного (ну не любит она штатских!) и, наконец, старшая (хотя совсем еще нестарая, 28 лет) Ольга (Татьяна Рябоконь) — сильная, но уставшая, никогда до этого не знавшая любви и ставшая бездейственной соперницей сестре, полюбив Вершинина (Константин Шелестун). А еще постановку Эренбурга с легкостью можно назвать «Три сестры и один брат», потому что личной драме обжоры и картежника Андрюши Прозорова (Даниил Шигапов) режиссер уделил гораздо больше внимания, чем Чехов.

 
Проблемы и решения: найти выход! PDF Печать E-mail
Автор: Елена Шандрак   
31.03.2012 16:26

Cолнечным утром собрались за «круглым столом» белорусские да зарубежные театроведы и критики, приехавшие на Международный молодежный театральный форум «М.арт.контакт». И как принялись обсуждать, в чем же феномен молодой белорусской драматургии и что это за явление вообще такое, так и сидели два часа. И кого там только не было: и профессора, и журналисты местные, и студенты тутошние и столичные («не поленились прийти» — обрадовался куратор действа драматург Сергей Ковалев). А разговаривали они вот про что...
Для начала поступило предложение не пустословить, а (мол, «что написано пером не вырубишь топором») все разговоры записывать и к юбилейному, десятому «М.арт.контакту» издать сборник. Но это на будущее, а повестка дня: кто же он — белорусский драматург — и как его подать?
«Никогда еще, — начал Ковалев, — в белорусской драматургии и литературе не было столько, как сейчас, талантов известных не только в Беларуси, но и за рубежом: Пряжко, Рудковский, Гиргель и др. Но вот проблема: все они выступают на русском языке, нет драматургов, которые пишут на белорусском. Читок у нас много проводится, но текстов на белорусском языке нет». Таким вот своим первым высказыванием и задал Сергей Валерьевич тему всей беседе. За ним слово взяла молодежь — критик из Минска Кристина Смольская обратила внимание на трех драматургов, которые пишут на остросоциальные современные темы: Николай Рудковский («Дожить до премьеры», «Бог щекотки»), Павел Пряжко («Запертая дверь», «Злая девушка», «Жизнь удалась») и Дмитрий Богославский («Любовь людей» (которую ставить собираются в Москве и Казахстане, ага)). Все — лауреаты многочисленных премий и фестивалей. Все пишут о современности, создают «картинки из жизни». Авторы фиксируют теперешнее измененное сознание через язык. Кристина Смольская отметила, что природа конфликта-то изменилась и сейчас на сцене должно быть адекватное воплощение этого. «Воплощение современной драматургии — задача белорусского театра» — вот слоган! Покивали все головами, покивали, да и вернулись опять к вопросам билингвизма.

 
Хрустальная Павлинка: умножить на три PDF Печать E-mail
Автор: Театральная Беларусь   
29.03.2012 23:37

В Международный день театра в Беларуси традиционно вручали театральные награды.
В честь двадцатилетия премии в этом году вручили сразу три «Хрустальные Павлинки»: народному артисту БССР и СССР Валентину Елизарьеву, народному артисту Беларуси Александру Ткаченку (Национальный академический драматический театр имени Максима Горького) и народной артистке Беларуси Наталье Рудневой (Национальный академический Большой театр оперы и балета).
Кроме того вручены:
«Хрустальный ангел» (для работников кукольных театров) — сценографу Белорусского государственного театра кукол Алине Фоминой;
«Хрустальная звезда» (за большой вклад в отечественное театральное искусство) — актрисе Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Светлане Жуковской;
«Хрустальный цветок» (дебют) — актрисе Белорусского государственного академического музыкального театра Виктории Жбанковой-Стриганковой;
недавно учрежденный приз «Вдохновение» — директору Брестского областного театра драмы и музыки Александру Козаку.

 
Театральная рокировка PDF Печать E-mail
Автор: Театральная Беларусь   
29.03.2012 16:04

Художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Александр Гарцуев28 марта режиссер Александр Гарцуев вступил в должность художественного руководителя Республиканского театра белорусской драматургии.
Несколько дней назад к выполнению своих должностных обязанностей приступил и новый директор театра — актер Игорь Сигов. Именно директор Игорь Сигов представлял пришедшим на общественный просмотр недавнюю премьеру РТБД по пьесе Юлии Чернявской «Лифт».
Официальной инфрмации о трудоустройстве бывшего художественного руководителя и директора театра Валерия Анисенко представители Министерства культуры Республики Беларусь пока не озвучили. Согласно неофициальным источникам, Валерий Данилович возглавит Национальный академический драматический театр имени Якуба Колоса в Витебске.

 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > Последняя >>

Страница 11 из 58

 

 


Новое в блогах

Новое в Гостевой

  • Виктор
    Продолжая славные традиции «Кошек» Уэббера, «Собак» Беляковича, «Истор...
  • Viktar
    Добрый день, пробовал зарегистрироваться на сайте. Не получилось. Отк...
  • lothar
    ! Объявляется кастинг ! ''Леса'' / “Woods” Игр...
  • Вадим Гроссман
    Здравствуйте, пишет вам актёр и режиссёр Рижского Русского Театра Вади...
  • Илья
    Пьеса, обреченная на успех!! Это комедия-детектив "Родинка"...