ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 80 гостей онлайн

Классика нынче в моде PDF Печать E-mail
Автор: Татьяна Швед   
29.05.2012 00:43

Шекспир, Пушкин, Короткевич, Булгаков, Гомбрович — такая вот ударная классическая обойма была выпущена в зрителей во время VII Белорусского международного фестиваля театров кукол.

Король и Шут, слуга и господин

Спектакль Брестского театра кукол «Король Лир» переворачивает шекспировскую трагедию с ног на голову. Режиссер Алексей Уставщиков превращает содержание в поток сознания: флэшбэки, параллельные сюжетные линии, двойственность эпизодов. Нет, естественно, всё заканчивается плохо. Но это происходит уже в самом начале, когда король (Владимир Тевосян), словно помешанный, причитает над мертвой куклой — своей дочерью Корделией. Куклы в постановке — выразительное дополнение к игре шута (Дмитрий Нуянзин) и его господина.
Фабула спектакля с трудом складывается в целостную картину. Каждая деталь в постановке призвана служить одной единственной цели — показать трагические последствия необдуманных, противоречивых, опрометчивых поступков властителя. Однако, это не всегда так. Странный, заботливый, проницательный шут в шотландской юбке и несчастный, сумасшедший, преданный дочерьми старик в венке из листьев вместо короны — тандем скорее отца и сына, чем короля и слуги.
В костюмах всех действующих лиц, так или иначе, присутствует желтый цвет: в данном случае, цвет безумия и скорби, фатальности происходящего. События разворачиваются на фоне огромных деревянных балок в виде землемерного циркуля. Сначала они, плотно прилегая друг к другу, образуют крепкий, надежный остроугольный дом-государство. Потом, после разделения страны, угол, этот всё увеличивается по мере того, как держава разваливается, а интриги и заговоры разгораются.
Весь спектакль — это, по сути, фата-моргана, призрачное видение, реальность которого не подвергается сомнению лишь в конце...

Любовная история с хэппи-эндом

Именно так можно охарактеризовать спектакль Могилевского областного театра кукол «Дикая охота короля Стаха» по одноименной повести Владимира Короткевича. Режиссер Вячеслав Корнев «расчленил» исходный текст на отдельные эпизоды и сложил из них свою историю, чуть более патетичную и чуть более о любви, но с неизменным финалом: «В жутком молчании бешено скачет над землей дикая охота короля Стаха. Не прошло ее время, пока существуют мрак, голод, неравноправие и темный ужас на земле. Она — символ всего этого». Хотя концовка со счастливым воссоединением Надежды Яновской и Андрея Белорецкого явно расходится с общим мрачным настроением спектакля.
В постановке постоянно нагнетается атмосфера страха и таинственности... В начале действия на сцене прокладывают деревянные мостки — это первый шаг, прозрачный намек для разгадки секрета. Потом призраки болот предупреждают героя об опасности. Когда Андрей сталкивается с «дикой охотой», сцена озаряется яркими вспышками молний в сочетании с музыкальным оформлением. Кукольные характеры в основном определяют фамилии героев: Ворона — с чересчур длинным носом и весь в черном, пан Дуботовк — дородный, шумный, с первых минут отталкивающий своей грубостью. Белорецкий — типичный белорус, а Надежда — грустная и невыразительная кукла в красном.
«Дикая охота короля Стаха» по Вячеславу Корневу — театральный микс: красивая сказка с нетипично глубоким философским подтекстом.

Всему виною власть, но не любовь

Белорусский государственный театр кукол представил зрителям и гостям своё годовалое детище — спектакль «Венчание» по пьесе классика польского авангарда Витольда Гомбровича. И снова: сон, бред, другие миры, эпохи, гротескная реальность, сумбур и взволнованное недоумение зала.
Интерес к происходящему на сцене граничит с раздражением. Когда нить повествования обрывается или меняет цвет и направление, а твой неподготовленный к подобному сюжетному «сюрреалу» мозг не успевает проанализировать увиденное, хочется заорать. Или нажать стоп-кадр: разделить предложения, которые произносит Хенрик (Тимур Муратов), на отдельные слова, чтобы их смысл проявился.
Чего только не увидишь на сцене: белые пальцы разных размеров, круглые лица-маски (художник Татьяна Нерсисян). Манекен-кукла, которую то собирают-разбирают, то одевают в подвенечный наряд, то раздевают... Бездушная телесная оболочка. Ею играют, её унижают, передают из рук в руки, ею прикрывают мерзкие поступки и страсти. Святой обряд венчания превращается в фарс: мелкие амбиции, властолюбивые порывы. Красный цвет покрывала и трона, пальцы, грозно поднятые вверх, — это предупреждение Хенрику об опасности превратиться из героя в злодея.
В спектакле Александра Янушкевича с первой до последней сцены все концептуально выстроено — контрастно, динамично, вдумчиво и технично. На сцене люди играют кукол, а куклы людей. И от этой придуманной, искусственной реальности становится жутко. Но ведь каждому из нас когда-то снятся кошмары...

Шутить изволите

В спектакле «Пиковая дама» Гродненского областного театра кукол классическими были разве что Чайковский с Пушкиным да некоторые диалоги персонажей. Всё остальное — чистой воды эксперимент, захватывающее лицедейство, остроумная мистификация.
До того, как зрители заняли свои места в зале, в фойе Александр Енджеевский объяснил для всех любопытных правила карточной игры штосс, в которой всё зависит от воли слепого случая.
Ну, а на сцене, конечно же, — тройка, семёрка и туз. Но вот из-за стола встают уже не просто игроки, а писатель Александр Пушкин и композитор Петр Чайковский. В анекдоте, который поставил Олег Жюгжда, герои сосуществуют вместе с авторами, а куклы — вместе с актерами. Например, взбалмошная старая графиня и впечатлительная наивная Лизонька (обе роли — Лариса Емельянова) в своих спорах изрядно веселят публику. В спектакле (креативной интерпретации двух знаменитых произведений) удивительным образом сочетаются пушкинские фразы и современный стёб — когда Лиза вместо того, чтобы утонуть в реке, совершенно неожиданно попадает в объятья пылкого гондольера под звуки итальянской арии. Вот это стильный, со вкусом и фантазией эксперимент, в отличие от ещё одной классической постановки, показанной на VII Белорусском международном фестивале театров кукол...

Просмотров: 5631
Архив комментариев

busy
 

Похожие материалы