ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 186 гостей онлайн

Золушка 08.01.2010 PDF Печать E-mail
Блоги
Автор: Aldonsa   
10.01.2010 01:00

Подготовленная нелестными отзывами, вчера я ожидала по меньшей мере провала. Думала, придется самопригвоздиться к креслу, чтобы высидеть до конца. К моему удивлению все оказалось не так плохо. Не могу сказать, что я засыпала. Для детей, как мне кажется, спектакль вполне подходит. Зрелищно: верблюды, пирамиды, самолеты, роскошная бальная зала, Король с гипсом, все читаемо и понятно.
Для тех, кто хотел глубины и философии — глубина и философия представлена Прокофьевым. Не знаю, как дирижирует Золушкой Виктор Плоскина, но то, как делал это вчера Иван Костяхин заслуживает всяческих восхищений. Несмотря на некоторые осечки. Именно благодаря ему адажио были лиричны, мечты сбывались и балет не полностью превратился в набор прикольностей и гегов. Ивану — БРАВО!

Вообще, «Золушка» сильно напоминала набор несуразностей самого разного толка: сценографических, хореографических, либбретных, стилистических и всяких других.

Зачем понадобилось переносить действие в начало XX века совершенно неясно. Неужели для того, чтобы принц сотоварищи пощеголяли в колониальных шлемах или Мачехе было чем украсить стены своей танцевальной студии? Выходит, что без знаменитых плакатов Русских сезонов и танцу обучить нельзя? Тогда почему Король столь странно одет? Он уж точно не из ХХ века. К означенному периоду относится только бравый Швейк, который забрел в балет по недоразумению и ему тут же поручили катать Короля в инвалидной коляске. Тоже и в 3 акте: неужели до 1900 года не существовало верблюдов, Везувия и испанцев с их жгучими страстями? Только ради самолетов в 3 действии? В таком случае, игра не стоит свеч.

Все первое действие Золушка упорно утюжит какую-то красную тряпицу, как видно, не из дешевых. И почему-то не находит ткани лучшего применения, чем заворачиваться в нее во время сна. Зачем тогда было тягать пудовые утюги? Еще Золушка моет пол. Да такой тряпкой, разрезав которую можно обеспечить половыми тряпками небольшой взвод Золушек без потерь для чистоты.

Смутила методика преподавания классического танца в школе у Мачехи. Раз уж взята такая близкая сердцу каждого балетного артиста профессия, так почему не наделить Мачеху соответствующей «ручной» лексикой, а не теми махательными движениями, на которые не поскупился хореограф. Правда, что-то мне подсказывает, что большого ущерба для спектакля бы не случилось, если бы Мачеха владела небольшой булочной или палаткой на вещевом рынке. И сантиметр был бы к месту. И хореографический текст менять бы не пришлось. Поэтому, наверное, сестрицы и занимаются без должного радения.

Каким таким танцам учит приходящий хореограф? Вроде мелькнули основы танго и еще какой-то намек. Только я не поняла на что намекал автор. В каких салонных танцах начала прошлого века хореограф видел такие движения? Да еще и под музыку гавота. То же касается и бала. Что там танцевали гости? Тоже что-то похожее на танго и еще что-то. Функция дворецкого не прояснена. В программке написано, что следит за выполнением фигур. Наверно, следит, но где-то в другом зале, который нам не показывают.

Наделение Золушки талантами балерины - отдельный разговор. В начале каждой из вариаций я думала: ага, это прыжок. Потом — нет не прыжок. С трудом удалось узнать апломб и шаг. Причем, в рамках одной вариации. Там, в самом финале, присутствовали девлопе. Не очень высокие и устойчивые, правда, но были. Прыжок был четвертым и узнан только благодаря использованному фрагменту из вариации Жизели второго акта. Доподлинно удалось установить, что фея отвечает за 5 позицию, которая, как известно, и есть танец.

Не понравилось, как появляются феи (которые Царицы танца). В правом дальнем углу помещено знаменитое изображение Па-де-катра, которое в нужный момент поднимается и там оказываются Царицы. Топорно смотрится.

Знаменитый вальс танцуют вшестером. От чего он теряет свою масштабность. И многое теряет. И потерял бы все, если бы не Иван Костяхин, который исполняет ту музыку, которую не поставил хореограф.

Про странный конкурс уже писали. Кроме того, непонятно почему приз достался Золушке: вариация (в составляющей хореографического текста) не продемонстрировала ни легкости, ни грации, ни всего того, чем наделяли Золушку в 1 акте (ради справедливости скажу, что наделяли плохо, поэтому не золушкина, видимо, вина). А приз, как мне показалось, получила она только потому, что Принцу понравилась. Не объективно, прямо скажем.

Само появление Золушки было, на мой вкус, затянуто и несмотря на призванное быть эффектным появление из люка, таковым не выглядело. Зритель уже перегорел в ожидании.

Поиски Золушки Принцем производятся по рентгеновским снимкам ноги Золушки. И когда только успел сделать? Не иначе как камеры внутреннего наблюдения помогли.

Дивертисмент был бы хорош, если бы не одно но: создается впечатление чего-то случайного, интересной находки, которую надо бы использовать. Наиболее симпатично были сделаны испанцы: с иронией, гротескно, но тоже без связи с происходящим. Остальные — вообще непонятно причем тут история, которую рассказывали в предыдущих действиях. К ноге почти убитой испанки Принц прикладывает туфель, тут ясно. А остальные? Восточный затевался только для того, чтобы верблюд помотал обаятельнейшей головой? Итальянский — чтобы потанцевал Константин Кузнецов?

«Золушка прячет туфельку в укромном месте», — гласит программка. Какое же оно укромное, если туфелька брошена на гладильной доске не красной тряпке (той, которая по совместительству покрывало)? Естественно, сестрицы обнаружат. Тут ума много не надо.

Самое печальное в спектакле то, что хореограф не слышит музыки (не считая отсутствия хоть какого-нибудь хореографического мышления — что более печально затрудняюсь ответить). Про несоответствие музыки и уроков приглашенного хореографа я написала. В той же сцене на балу периодически звучит медь возвещая о приезде новых гостей. А гости остаются все в том же числе. Видимо, приходящие отправляются в тот зал, где Дворецкий (с какого перепугу, кстати, Дворецкий?) следит за фигурами. Ничего не меняется на сцене. Ну и, конечно, вершина немузыкальности — адажио. По-моему, при их постановке г-н Пузаков вдохновлялся плакатами на тему спасения утопающих. Поддержки уж точно были оттуда.

Была, например, еще поддержка, в которой балерина вращается в аттитюде, а партнер держит ее за бедро опорной ноги или обводка в арабеске на полной стопе.
Почему-то в последнее адажио была введена Фея (спрашивается, зачем нам кузнец?), которая делала диагональ от левого ближнего угла к правому дальнему. Основой рисунка послужили Тени, взятые наоборот: арабеск, наклон вперед, арабеск и т.д.

Наконец, странный финал. После шествования Золушки и Принца в свадебных костюмах логично мыслящий зритель рванул в гардероб. Ан, нет. Закончилось все тем, что золушка спит под свой красной тряпкой, моет пол и получает тумаки, а потом у себя в лифе находит часы, подаренные Феей. Банально, и совсем не соотносится с проишедшим. Кроме того (это еще одна особенность спектакля), такое прием часто используется и выглядит безумно вторичным. Как и многие другие, представленные в этом балете.

Немного об исполнителях. Сидела далеко и за актерство ничего не скажу. А за технику — пару слов найдется. Золушка и Принц (Олег и Ирина Еромкины) танцевали нечто до того блеклое и невыразительное, что оценить это я не берусь. Друзья принца (Бутримович-Иванов) по замыслу хореографа должны были изображать некоторый асинхрон друг с другом. Артисты пошли дальше и танцевали не попадая ни в одну сыгранную оркестром долю. Вот что значит — творческий подход. Кроме того, присутствовало явное разделение труда: Бутримович демонстрировал раздир, а Иванов — устойчивость. Не хватило кого-то третьего, кто тянул бы стопы.

Очень понравилась Юлия Дятко в Кривляке. Хороша была Мачеха (Александра Иванова). Из фей более-менее понравилась Валерия Вопнярская. Четверка кавалеров на балу нуждается в метрономе. Марина Вежновец почти не танцевала.

Просмотров: 13641
Архив комментариев

busy