ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 100 гостей онлайн

Рецензия на фестивальный спектакль «Плохие люди из Гуантаномо» (Куфар 2010) PDF Печать E-mail
Блоги - Блоги
Автор: Lady   
17.01.2011 21:27

Хорошие люди из Рима о плохих в Гуантанамо

«Пожалуйста, помните о том, что в Гуантанамо есть еще сотни заключенных, находящихся в таком же страшном положении. Им не предъявили никаких официальных обвинений в совершении каких-либо преступлений против Соединенных Штатов. Покажите всему миру те письма, что я вам послал. Пусть весь мир прочтет их. Пусть весь мир узнает об агонии узников Гуантанамо.»

Джума ад-Доссари, поэт, гражданин Бахрейна, бывший заключенный.

Закончился седьмой международный фестиваль студенческих театров «Куфар», но воспоминания о нём ещё останутся надолго. В этом году много шума наделал спектакль «Плохие люди в Гуантанамо» от римской театральной академии «Sofia Amendolea». В основу пьесы легли реальные события о пытках, издевательствах и сексуальных насилиях в тюрьмах Гуантаномо и Абу-Грейб. В частности, тюрьма Гуантанамо — это военная американская база, расположенная на территории Кубы. После теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года стали арестовывать граждан мусульманской национальности, не утруждая себя разбирательством в их виновности. Так в Гуантаномо, за некоторое время было согнано, как стадо животных более полумиллиона человек. Общественность узнала об этом в 2004 году, когда статьи с описанием пыток и фотоснимки появились в интернете. Улыбающиеся американские солдаты мужчины и женщины позировали рядом с обнажёнными заключёнными. После этого Министерство обороны США отстранило 17 солдат и офицеров от службы, а 11 солдатам были предъявлены обвинения в халатном исполнении служебных обязанностей и жестоком обращении с узниками. Но высшее начальство тюрьмы Абу-Грейб было оправданно. Американские власти делали вид, что ничего не знали об этом.

Спектакль несомненно политический и итальянская труппа обратилась к данному материалу , чтобы рассказать об этой проблеме как можно большему количеству человек и показать, как жестоки бывают люди друг к другу, какая царит в мире несправедливость, безнаказанность, беззаконие. Ещё одно событие, которое, думается, тоже повлияло на выбор темы спектакля: в этом же 2004 году 12 апреля в Ираке были захвачены в плен четверо итальянцев. Спустя два дня был казнён один из заложников — Фабрицио Куатрокки, так как требования похитителей о выводе итальянских войск не были выполнены. Казнь была снята на плёнку и передана телеканалу «Аль-Джазира». Итальянские актёры отреагировали на эти события своей провокационной постановкой, рассчитывая на большой эффект, который они и получили, хотя и остались не до конца и не всеми правильно понятыми.

По форме и структуре спектакль получился очень жёстким , на глазах оживали кадры издевательств, которые облетели по интернету весь мир. Действо на сцене началось примерно в 18.45, что было на 15 минут раньше назначенного времени. Зал наполнялся зрителями, а в это время трое надзирателей, в американской армейской форме, уже измывались над своими жертвами — абсолютно голыми мужчинами (их было трое) и одной женщиной. Они заставляли их ползать на четвереньках, катались на них верхом, били их по лицу, приказывали прикасаться друг к другу непристойным образом... Реакция публики была одинакова — шок. Такого в программе студенческого фестиваля ещё не было. Многие люди отнеслись негативно к обнаженным актёрам и после спектакля слышались возмущённые возгласы и вопросы, как так можно? Зачем? На самом деле, задумка режиссёра Фабио Омодеи была именно такой, шокировать, вызвать отклик, поднять проблему.

Полное обнажение помогло актёрам вжиться в роли своих жертв. Нагота вызвала у них те чувства, которые очень сложно сыграть на сцене: стыд, незащищённость, страх перед надзирателями, дрожь от холода. У всех невольно были опущены плечи, появилась сутулость, они пытались прикрыться руками, лица выражали полное отчаяние. Будь на них хотя бы телесные костюмы, или набедренная повязка эффект был бы совсем иной, другая была бы атмосфера, реакция зрителей, да и была бы она вообще? Очень жаль, что многие не увидели прекрасной режиссуры спектакля, а лишь голые тела. Некоторые мизансцены придуманы очень необычно, образно, с точным подтекстом на события, происходящие за стенами «ада» Абу-Грейб. Из источников информации известно, что применялись самые нестандартные методы пыток: громкая музыка на протяжении долгих часов, яркий свет в лицо­ - всё это лишало людей сна, покоя, душевного равновесия, ломало их психику. Пытка светом была сыграна следующим образом: сначала жертвы и надзиратели разделились на пары и накрылись чёрной тканью, которая покрывала их почти до пят. Потом они отклонили головы назад , от чего ткань натянулась и надзиратели включили фонарики, которые были прикреплены ко лбу. Свет погас и, в полной темноте, остались видны только головы жертв, которые метались из стороны в сторону, пытаясь избавиться от мучительного луча света. Быстрая музыка, неопределённого направления создавала ещё более угнетающе чувство. Они были будто в едином коконе со своими мучителями, связанные по рукам и ногам.

К середине спектакля заключённые и охранники оделись в одинаковые белые комбинезоны с капюшонами. Стоя в едином круге, они говорили монологи с некоторой иронией, прерывая их детским возгласом «Хны, хны». Действие , казалось, идёт к благополучному завершению( спектакль игрался на итальянском языке и о смысле некоторых сцен можно было только догадываться), ведь именно в таких костюмах осуждённых отпускали на свободу. Для некоторых узников в настоящей жизни действительно наступал тот счастливый день, когда к ним приходили охранники и говорили, что они больше не предоставляют опасности. Ведь большинство людей попавшие в тюрьму Гуантанамо были совершенно не причастны к террористическим группировкам. Без суда и следствия граждане не только мусульманских , но и других стран находились в заточении по нескольку лет , не имея возможности доказать не только свою невиновность, но и своё право на человеческое обращение. Как забыть то, что они пережили? Забыть невозможно.

И в спектакле надежды лопаются, как мыльный пузырь. Сцена превращается в ринг и уже не ясно, кто с кем ведёт борьбу. Финал спектакля подобен всеобщему сумасшествию и хаосу: мигающий свет, крики людей, непонятная тяжёлая музыка, а в центре сцены с помощью возвышения был создан некий человек-спрут с множеством рук, дико размахивающий флагами Италии, Великобритании и Соединённых Штатов Америки. Эта сцена — протест, призыв к борьбе с самым высшим из зол — преступлением против человеческой личности. Завершающей точкой стала пластическая мизансцена: выстроившись в ряд перед зрительным залом, в полной тишине актёры из своих тел составили английское слово "WHY?«(почему?) Этот вопрос ко всем, вопрос который остаётся открытым до сих пор. Как и остаётся открытым вопрос о том, почему спектаклю итальянской труппы, сыгранному с таким мастерством, самоотдачей и смелостью не нашлось приза на фестивале «Куфар»? Очень жаль, что за обнажёнными телами не разглядели поднятую высоко нравственную проблему.

Просмотров: 11334
Архив комментариев

busy
 

Похожие материалы