ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 93 гостей онлайн

Стучаться в закрытые «Двери» PDF Печать E-mail
Блоги - Авторский блог
Автор: alex_strel   
15.05.2011 09:18

Прошлый фестиваль любительских театров «Двери» я фактически пропустил, на этот старался ходить. И очень рад своему решению. На мой взгляд, должно быть на фестивале какое-то напряжение. Конкурсная программа или там какие-то невидимые глазу ништяки, навроде отборщиков на другие фестивали. «Двери» по настроению напоминают дружеский пикник, поэтому роль напряжения взял на себя я.

Состроил свою любимую хмурую физиономию. Ходил исключительно букой. Еще и наговорил во вконтакте гадостей про один из спектаклей. По большому счету так поступать нельзя. Любительские театры от слова «любить», как мне когда-то указали. Что нужно делать, когда не любишь? Уходить.

Я не ушел, потому что целью моей было вовсе не оценить и сравнить, не пришел высказывать мнения. Это мое мнение всего лишь побочный продукт моей жизнедеятельности. Профессиональная деформация личности. Когда ты отучиваешь себя говорить «нравиться», то тебе это трудно тупо похвалить одежку симпатичной девушки или праздничную еду мамы. Вместо этого из тебя некстати лезет мнение.)))

 

 

Театры вроде «Фlet» и ТЮТ вовсе не обязаны прислушиваться к этому самому моему мнению. Они живут своей жизнью, которую я не сильно понимаю. Я имею отношения к отдельным ее составляющим. Я знаю, что жанр юмористического скетча, этюды — все это побочные продукты творческого процесса. Я знаю, что для жанра психологической драмы пусть даже с элементами абсурда, нужна выстроенная режиссура с мизансценами и сверхзадачами. Эта логика работает на автомате в больших театрах, цели которых сведены в определенные эстетические универсалии. С любительскими театрами оно не работает.

В каком-то смысле это относится к франкофонному театру из Инъяза. Т.е. с точки зрения, театральных штук там произошло несколько показательных катастроф. Но они абсолютно не важны создателям. И зрителям.

В том же «Фlet» и ТЮТ замечательные ребята. И грустно мне (давайте вот такой термин применим), не потому что «мне не нравится», а потому что я вот не знаю, как это можно сделать лучше, и не понимаю зачем это делать лучше. Но может и не надо быть лучше? Может, достаточно быть замечательными ребятами, достаточно то, что руководители этих коллективов умные и начитанные, со вкусом и желанием добра.

Закончили о грустном на хорошей ноте, надеюсь. В театр люди ходят радоваться. И я в этом от них не отличался. И радости я получил. Про «Ромашек» я уже писал. Восторгов от публики по их поводу я слышал не много. Как раз таки «Фlet» понравился больше (ну и хорошо!). Но девчата заслуживают уважение в свой адрес. Я смотрю эту работу уже третий раз, и мне нравится, что не идет в исполнении девчат перекоса в «игру», что они не стремятся понравиться, что выполняются установки, что парень становится все более свободным и пафос из его уст становится все более здоровым.

Главное открытие для меня, это пластический театр «В кубе». Вот это тот случай, когда абсолютно не важно, любители перед тобой или профессионалы. Когда специфика материала (важность темы, особенность художественных средств) помещают этот театр в совершенно другой контекст. Собственно, это пресловутый постдраматический театр в его данности. Тело, которое становится темой. И тема эта не забалтывается в абстракциях, а дается непосредственно. Я думаю на интуитивном уровне работа сделана на сочетании жанров. Читка и пластика, живая музыка и пластика, видео и пластика. И что важно, тут работает не «иллюстративность», но контраст, сочетаемость.
Я тут захлебываюсь от восторгов, хотя при желании можно в этом представлении наловить порядочно блох. Начало и концовка, на мой взгляд не очень удачны. Желание увязать все действо в единый сюжет, редко кого доводит до добра. Но это как раз исправляемые моменты. Вот что радостно.

Пару слов скажу про наш показ «Фукусимы» в рамках пятничной лекции. Скажу хорошее, конечно. Эта работа, в принципе, не предполагала зрителя. Но ребятам удалось собрать внимание два раза. В момент когда танцы перешли в эпидемию (мое определение эпизодов — условно), и в момент, когда ребята укладывали тела. Внимание собралось несмотря на затянутость и монотонность («неинтересность») действия. Если учесть, что именно ради этих двух эффектов «Фукусима» и сложилась как зрительская работа (проверить зрительскую реакцию на что-то НЕживое), то задача была выполнена. Другое дело, что обнажились другие внутренние проблемы, над которыми стоит работать. Нет ничего круче проблемы, которую можно решить.)))

Было интересно посмотреть театр «Арт-вояж», что они такое. И он показал тот любительский театр, которым он, в общем-то, должен быть, если он стремится быть красивым и нравится публике. Простая история, рассказанная простыми средствами. Исполнители если и не дотягивают по мастерству до тех образов, которые им предлагают сыграть, то находятся на расстоянии протянутой руки от идеала и гармонии — т.е. это даже не повод для замечания.
Мне лично такой театр не очень интересен, как на профессиональной сцене, так и на любительской. Но именно на этот спектакль я бы сводил, к примеру, барышню в период ухаживаний. Или маму свою я бы не повел на «новую драму» (хотя «Паника или Мужчины на грани нервного срыва» ей понравились), а на такой спектакль — легко.

Ну и последнее, но не менее важное для меня было выступление театра «Обычные люди». Удивительным образом чтобы как-то забить паузу для ожидающих, мы с ребятами из Сигаля устроили пародию на сеанс психодрамы. Дело это на самом деле серьезное, и суть его в том, что театр дает возможности ощутить себя в социальной среде, проиграть ситуацию. И эта его особенность выходит за границы искусства, эта функция может использоваться много где.
И именно это происходило на сцене в спектакле «Зимы не будет». Если честно, я получил удовольствие, просто следя за историей. Если в водевиле про «Лилу», который потом показывал франкофонный театр мне было в общем-то все понятно, то чем дело кончится в истории про кошек и их добрую хозяйку мне было трудно угадать до самого конца.
И тут между делом я выдаю очередное мнение. Заканчивается все трагически. Дети бросили, в деревню не уехали. Ситуация не разрешилась. Кошки греют хозяйку, но надолго ли их хватит. Это все та же гибель, просто отсроченная. И ненаступающая зима — это лишь иллюзия. И благодаря этой иллюзии грустный конец звучит хэпи-эндом. Я бы воспринял это как урок, который мы вроде бы обычные люди получаем от тех, кого, если не кривить душой, считаем несчастными. Имеем ли мы мужество и твердость так же светло смотреть на неудачи и горести? Способен ли Гамлет умереть с улыбкой?
Сделано было все очень просто и душевно. Каждый получил возможность поиграть в мере своих возможностей. Текста иногда было многовато. Но звучал он очень интересно. У меня к этому спектаклю гораздо меньше именно профессиональных претензий, чем к иным. Как там сказано в Книге про тех, кто дает от богатства своего, и тех, кто от бедности...

Итак, «Двери» закрылись. И хотя короткий формат для фестиваля — самое то, в закрытые «Двери» хочется стучаться.

Я рад не только фестивалю и событиям и радостям с ним связанным. Рад возможности познакомиться. Жду не дождусь очередных показов Backstage, который будет делать, как я услышал, Оля Лабовкина. Желаю удачи всем коллективам. Всем спасибо и до новых встреч.

Просмотров: 11546
Архив комментариев
...
Автор: alex_strel, 17.05.2011
Я пропустил первый день фестиваля. Про "Дембельский поезд" были отзывы в интернете.
...
Автор: катерина, 17.05.2011
а "Дембельского поезда" вроде как и не было.... Неужели не достоин хотя бы одного словечка?

busy