ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 128 гостей онлайн

Лишний «Не мой» человек PDF Печать E-mail
Автор: Елена Тишевская   
30.11.2011 00:51

В рамках V Международного фестиваля театрального искусства «Панорама» Национальный академический театр им. Янки Купалы показал спектакль «Не мой». Эта постановка стала лауреатом первой Национальной театральной премии Беларуси в пяти номинациях: лучшая современная белорусская постановка, лучшая работа художника-постановщика, лучшее музыкальное оформление, лучшая женская роль и лучший спектакль. В общем, есть на что посмотреть.
Истории о лишних людях драматичны всегда. «Не мой» — это ещё и трагедия, трагедия военного времени. Трагедия стереотипов, потому что немец для русского добрым быть не может. История о фатальной взаимосвязи человеческой судьбы и выбора: каждый герой рано или поздно оказывается перед сложным выбором, где решающую роль играет степень духовности. «Не мой» — это трагедия ценностей: на фоне войны и бесконечных смертей проявляются настоящие сокровища. «Не мой» — это спектакль-контраст: есть наши и немцы, есть смерть и рождение новой жизни, есть война и любовь, есть слёзы и смех, есть пепел и ценности... И среди всего этого семнадцатилетний Франц из Дрездена (Роман Подоляко), лишний для немцев, потому что застрелил старшего по званию, защищая женщин, и лишний и для наших, для которых все немцы — звери-фашисты.

Драматургическая основа спектакля — повесть А. Адамовича «Немко». Сюжет — контраст эпизодов, характеров и выводов. Молодой немецкий солдат Франц влюбляется в Полину (Светлана Аникей), белорусскую девушку из деревни Петухово. Мать Полины, Кучериха (Тамара Миронова), хозяйственная, рассудительная деревенская баба боится легкомысленной влюбленности дочери. Но чувства — чистые, искренние и взаимные. За миг до того, как в дом ворвутся немецкие солдаты, Франц стреляет в старшего по званию пожилого Отто (Сергей Кравченко). Карательный отряд сжигает деревню, но им троим удается спастись... Проклятия Полины разрывают смертельную тишину пепелища. Мать собирает останки односельчан и просит Франца похоронить их (снова контраст — враг становится продолжателем традиции). После похорон Кучериха умирает сама, но продолжает хранить молодых от несчастий.
Франц дарит Полине медальон с фотографией своей матери. «Я дарю тебе свою мути,» — говорит Франц. В воздухе кружится пепел. Вокруг тлеют головешки. Надежда и вера, две пары влюбленных глаз и слёзы, слова и ценности, не зависящие от идеологии и объединяющие всех людей на свете.
Чтобы уберечь Франца от партизан, Полина переодевает его в гражданскую одежду и в случае опасности просит юношу молчать, будто он немой. Партизаны, полицаи, немцы, свои... Концлагерь, ранение Франца, рождение первенца, дорога домой и встреча с отцом Полины (Геннадий Овсянников), которого чуть ли не сразу после возвращения дочери забирают специальные органы.
В этом спектакле нет простых судеб. Но есть счастье, в самом конце как подтверждение аксиомы о свойстве жизни: быть черно-белой. В какой-то момент начинает казаться, что круг смертей и несчастий замкнулся, что выхода уже не найти... Но инерция духовного протеста против безысходности порождает новый виток спирали сюжета. Начало этой спирали — в конце спектакля. Продолжит действие уже зритель, для которого постановка — импульс к переоценке важного и не важного в жизни.
Мощный эмоциональный посыл спектакля родился на пике сочетания игры актеров и сценографии. Светлана Аникей безукоризненно передала не только эмоции и мысли своей героини, но и ее женскую сущность. Трогательная женственность, отчаяние, страх на грани безумия, сила и стойкость, нежность и робкая красота — такой образ зритель увидел на сцене. Лично я не могу забыть глаза актрисы: и в горе, и в радости. Реализм в сценографии — это отличительная черта спектакля. Реализм не только в мелочах (хозяйки процеживают молоко через марлю, чистят картошку), но и в масштабных декорациях и эффектах — горящие дома, тлеющее дерево, кружащийся в воздухе пепел...
«Не мой» — это спектакль, который невозможно забыть сразу после выхода из зрительного зала. Сказать, что задевает за живое — недоговорить. Этот спектакль можно сравнить с операцией по удалению безразличия без наркоза. «Не мой» — это история о лишнем человеке, который оправдал свое право называться человеком.

Просмотров: 6214
Архив комментариев

busy
 

Похожие материалы