ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 113 гостей онлайн

Идиот. Впечатления PDF Печать E-mail
Автор: Елена Шандрак   
08.12.2011 15:41

Сцена из спектакля «Идиот» в постановке Эймунтаса Някрошюса (театр «Мено Фортас», Литва)Литовский театр «Мено Фортас» привез в Минск «Идиота» в постановке Эймунтаса Някрошюса.
Казалось бы, простой вопрос: о чем «Идиот» Достоевского? О Мышкине-Христе, положительно прекрасном человеке; о земной страсти и ангельской любви; об алчности и прочих пороках, о смерти и безумии-бессмертии... Но Някрошюс оставляет в стороне философию Достоевского и вычленяет из романа четырехугольник: князь (Даумантас Цюнис), Рогожин (Сальвиюс Трепулис), Аглая (Диана Ганцевскайте) и Настасья Филипповна (Эльжбиета Латенайте). Герои играют в чувства и играют чувствами, и режиссер придумывает этому оправдание — библейское «будьте как дети». Следуя этому воззванию, он позволяет каждому из героев выпустить на волю внутреннего ребенка, и вот уже серьезный текст Достоевского льется из уст взбалмошных подростков.

Сын режиссера Мариус Някрошюс, который во всех последних постановках отца отвечает за сценографию, оформил спектакль довольно простыми средствами. Массивные двери на веревках — двери из ниоткуда в никуда. Железные детские кроватки — то условное обозначение Петербурга, то скамейки, то тюремная решетка. Стулья, узкий стол. Но нет границ у комнат — за дверями пустота, и кажется, что герои находятся в каком-то бесконечном пространстве, из которого хочется вырваться...
Молодые актеры, которых Някрошюс выбрал на главные роли, проживают жизни своих героев отчаянно, со свойственной молодости горячностью. Актеры в возрастных ролях тоже украшают свои образы ребячливостью и детской непосредственностью. И нет более искренних в своей злости существ, чем дети... Любое чувство в постановке по-детски преувеличенно: обида — надутые губы, страх — с ногами на стул, ярость — бить кулачками да посильнее. А характеры? Рогожин выглядит больными на фоне больного Мышкина. Ганя (Вайдас Вилюс) слащав. Князь импульсивен. Аглая капризная, нервная, они с Аделаидой (Мигле Поликевичюте) — маленькие бесенята. Но главный в этом спектакле, безусловно, режиссер. Разгадывать его символы и метафоры сложно, но в этом-то и прелесть.
В начале спектакля на носилках князя выносят не то пограничники, не то доктора, обследуют его, недвижимого, ставят штампы в паспорте-истории болезни и буквально выбрасывают в мир. Слышно тяжелое дыхание, крики «Ахтунг!», лай собак — так его встречает Россия. Или вот Рогожин, который тащит князя по сцене с помощью железного кольца, демонстрируя тяжесть свою: Мышкину он не по силам. И этих метафор, аллюзий — бесконечное множество. Настасья Филипповна, входя в дом к Иволгиным с приглашением на именины, трет левую руку. А это к чему? К деньгам, конечно. И появляется Рогожин, выставляя цену за нее, будто на аукционе. А вечером удивительно красиво летят монеты-искры от денег в камине... А после — чемоданы-разводные мосты. А после князь пускает бумажные кораблики — символ детства, — воображая себя капитаном...
Но вернемся к любовному четырехугольнику. И режиссер рассказывает о детской, искренней, беспощадной, жестокой любви. В дуэте Рогожин-Настасья Филипповна мужчине позволено любить лишь кончики волос, которые женщина зажимает в дверях, выходя из комнаты. А князю и волоса достаточно, чтобы понять, что Она здесь была, и любить ее не любовью, а жалостью. Настасья Филипповна ведет Аглаю вверх по деревянной доске, целует ей ноги, ласкает её, агрессивно поклоняется ей. Потом три Епанчиных, как три Мойры, плетут фату-судьбу на ее голове, обрывают нити и перевязывают голову — Настасья Филипповна сошла с ума. Рогожин и князь, которые не могут разделить сердце одной женщины, меняются крестами, и «Крест носишь?» звучит как «Крест несешь...». Здесь все соперничают друг с другом — взрослая Настасья Филипповна и юная Аглая, нежный медведь Рогожин и князь Мышкин, готовый любить каждого и не любящий никого.
Эймунтас Някрошюс — иллюзионист и фокусник. Он загадал множество загадок своим «Идиотом». Можно разгадывать их бесконечно, и все равно чувство, как будто что-то упустил, не исчезнет...

Просмотров: 4725
Архив комментариев

busy