ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 189 гостей онлайн

Спектакль «Королева красоты» в Новом драматическом театре PDF Печать E-mail
Автор: Lady   
17.01.2011 21:09

От любви до ненависти

Пьеса ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Королева красоты» поставлена режиссёром Денисом Нупрейчиком в 2008 году. Этим спектаклем, в рамках IV фестиваля «Панорама», Новый драматический театр открыл свой 18 театральный сезон. Именно фестиваль тогда ускорил завершающий этап пятилетнего строительства здания театра. Пьеса, наполненная бытовыми подробностями и жизненными проблемами, так и просится на сцену. Интерес к произведению за последние годы особенно высок в России, она ставится в театре «Сатирикон», БДТ им. Г.А.Товстоногова, Центре имени Мейерхольда, Пермском театре «У Моста» и многих других. История о матери и дочери, жизнь которых превратилась в бесконечную войну не оставляет равнодушным никого. Моран Фолан сорокалетняя женщина, так и не нашедшая своего счастья, вынуждена доживать свои дни в постоянных заботах о больной матери. Встречая Пато Дули, свою первую любовь, Моран надеется, что наконец, вырвется из глухого городка Линейна, где она в молодости слыла красавицей и уедет. Но, увы... События оборачиваются трагедией, сумасшествием и замкнутым кругом для героини.

 

Денис Нупрейчик ставит пьесу, практически точно воссоздавая ремарки автора по оформлению сцены. Перед нами простая кухня-гостиная с шкафчиками, раковиной, столом и креслом-качалкой. Приглушённый свет, старая мебель всё кажется пропитано духом уныния. Сюда будто никогда не заглядывало солнце, удушающая атмосфера безысходности с толстым слоем пыли... Многие режиссёры, в том числе и Нупрейчик используют интересный ход: на роль старухи Мэг Фолан они выбирают не актрис, а актёров. Метод этот не новый, но срабатывает на сто процентов и делает женский образ необычным и властным. Игорь Подливальчев в роли матери Моран очень убедителен. Седой парик, дополнительные накладки на бёдрах, висячая грудь изменяют его до неузнаваемости! (художник по костюмам Н.Дудченко) При всём этом актёр почти всегда говорит своим голосом, не пытаясь менять его на более высокий. Громогласные фразы Мэг-Подливальчева словно сотрясают воздух, просьбы больше похожие на приказы сыплются на Моран (Ирина Корниевич) потоком, та же в свою очередь не может отказать матери, ведь это её крест и она в который раз сдерживая раздражение покорно выполняет их. По комплекции Игорь Подливальчев, естественно, намного больше актрисы Ирины Корниевич, видимая разница их фигур играет и на психологическое состояние героев. Деспотичная мать своим эгоизмом просто задавила дочь, но считает, что делает это во благо дорогого чада. В ежедневных перепалках «маленькая» Моран пытается дать отпор матери и напрямую говорит: «Сплю и вижу, как ты, одетая во все белое и красивое, лежишь в гробике, а я вся в черном стою возле гроба, а рядом со мной парень. Он меня держит за талию, от него приятно пахнет. И он мне говорит: «Пошли погуляем на всю катушку». Однако мать такие перспективы не пугают, наоборот, она целует Моран в макушку и шутливым тоном отвечает: «На моих похоронах тебе самой будет семьдесят. И кто тебя тогда за талию обнимет?» Вопреки же прогнозам, однажды, судьба делает Моран подарок. Братья Дули (С.Толстиков и Ю.Шеланков) приглашают её на вечеринку и она возвращается домой вместе с Пато. В этой сцене Ирина Корниевич включает в ход всё своё женское обаяние, она уже не та замученная работой женщина, что в начале спектакля: распущенные волосы, облегающее чёрное платье, подчёркивающее фигуру, блеск в глазах и игривая улыбка превращают её в ту «королеву красоты», которой она была когда-то для своего возлюбленного. Почувствовав себя желанной, она некоторое время играет с Пато как кошка с мышкой, держит «марку» чем приводит его в недоумение, но желание любви одерживает верх и она сдаётся. Утром, безмерно счастливая, не обращая внимания на мать, Моран крепко целует Пато, заигрывает с ним. Мэг-Подливальчев видя, что дочь совершенно неуправляема, устраивает целый митинг-протест. Встав на стул, словно с трибуны она рассказывает о нервном срыве дочери, обвиняет её в жестокости, эгоизме, тем самым пытается разрушить едва наметившуюся личную жизнь Моран. Обе женщины раздражаются всё больше и больше, ситуация накаляется до такой степени, что Пато сбегает из этого «сумасшедшего дома». Напоследок он всё же обещает написать Моран письмо по приезду в Англию.

 

Спустя время долгожданное письмо приходит, но попадает в руки матери, которая уничтожает его, бросая в огонь, а с ним и надежду дочери. Моран, догадывается, что та скрывает какую-то новость. В пьесе Моран льёт на руку Мэг раскалённое масло, под пыткой она признаётся, что сожгла письмо, рассказывает его содержание и умирает от болевого шока, но режиссёр Нупрейчик обходит жестокую сцену. В спектакле Моран-Корниевич, добиваясь признания, трясёт мать из стороны в сторону и кричит на неё . Какая же перемена происходит с ней, когда она слышит вести из письма! Пато хотел взять её с собой в Америку! Жизнь её могла перемениться! Из разъярённой тигрицы она превращается в кроткую овечку, предаётся сладким грёзам о любви и счастье, а в это время, сползая с кресла, умирающая мать просит её о помощи. Наблюдая за этой мизансценой, невольно вжимаешься в кресло, поражаешься равнодушию столь близкого человека... комок подступает к горлу...

Весь спектакль как кардиограмма больного, неровно бьющегося сердца, на мгновение замедляющего ход и снова надрывно пульсирующего. Сочувствие вызывают обе героини — одна умирает, так и не осознав, что лишила свою единственную дочь простого человеческого счастья, другая становится близка к помешательству, принимая воображаемое за действительность. Пресловутый классический конфликт «отцов и детей» выливается в трагедию, делая спектакль актуальным во все времена, злободневным и поучительным.

Просмотров: 11481
Архив комментариев

busy