ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 131 гостей онлайн

Даниэль Штайн. Впечатления PDF Печать E-mail
Автор: Татьяна Швед   
25.10.2011 01:01

Сцена из спектакля «Даниэль Штайн, переводчик» по роману Людмилы Улицкой (Санкт-Петербургский государственный театр на Васильевском, Россия)Бог в каждом из нас. Нужно только суметь разглядеть его в себе. Даже когда настоящее и прошлое превращаются в прах, а смерть стоит за спиной зловещей тенью небытия, остаётся вера в единение с Богом и величие человеческой души...
Поставив на сцене известный роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» режиссёр Анджей Бубень спроецировал в зрительный зал своё видение проблемы, своё пониманием главного в судьбе Даниэля Штайна — фигуры неоднозначной, но определённо великой.

Подвешенные на крюках огромные полые внутри фигуры, дым, валом идущий в зал, пепел-земля, рассыпанный по всей сцене... Вдруг от каждой «тени» отделяются фигурки людей, кажущиеся ничтожно маленькими по сравнению с духами за их спинами, и отрывисто рассказывают о себе. Их объединяют два обстоятельства. Все они евреи, сбившиеся с пути, потерявшие себя, веру, родину. И все они, так или иначе, связаны с главным героем. Зрителю, который не читал книгу, поначалу трудно разобраться в хитросплетении судеб персонажей. Актёры говорят по очереди, довольно быстро, и внимание рассеивается. Это всё равно, что пробовать пять разных десертов один за другим. Сложно уловить вкус каждого из них, они воспринимаются как просто что-то, безусловно, сладкое. Но потом действие развивается, всё становится на свои места. И знание или незнание исходного текста совсем не мешает, затаив дыхание, следить за игрой актеров.
Постановка очень метафорична. Дерево, которое «собирает» Даниэль — символ надежды и одновременно плод искушения. Земля — последнее пристанище, бесконечность и неустойчивость. Декорации выстроены так, чтобы зритель мог прочувствовать трагизм и важность монологов-писем-обращений героев, у каждого из которых своя судьба, свои душевные и духовные терзания, свои обиды, беды, поиски истины. Будь то типичная старуха-коммунистка, сыплющая наставлениями. Или её обиженная несчастная дочь Эва, с болью и ненавистью рассказывающая про своё детство.
«От войны и тюрьмы люди теряют человеческое лицо», — говорит Даниэль, переживший горести военного времени, прошедший через тяжкие испытания. Только преодолев этот путь, он стал переводчиком между Богом и человеком, пришел к христианству, став «отверженным» в Царстве Небесном.
Режиссер достигает цели — раскрыть высшее предназначение Даниэля Штайна. Проблемы Холокоста, антисемитизма, стереотипы христианских доктрин упоминаются вскользь, не акцентируя зрительское внимание. Потому что Даниэль Штайн — своеобразный мост, пока ещё ненадёжный, но всё-таки уже существующий, между двумя мировыми религиями. Это его высшее предназначение на пути к единому Богу.

Просмотров: 4017
Архив комментариев

busy
 

Похожие материалы