ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 109 гостей онлайн

Мы все «В пылающей тьме» PDF Печать E-mail
Автор: Елена Тишевская   
03.10.2011 23:48

Сцена из спектакля «В пылающей тьме» (Студенческий театр Университета Латвии, г.Рига)Пройдитесь по знакомому вам пространству с закрытыми глазами... Сложно? А если вы никогда не видели этого пространства, и даже не знаете, как выглядите вы сами. Вы воспринимаете мир тактильно и на слух. А теперь откройте глаза... Что вы чувствуете?
Увидев спектакль студенческого театра Университета Латвии «В пылающей тьме», можно понять разницу между словами «слепой» и «незрячий». Игнасио — главный герой постановки — приходит в учебное заведение для незрячих. И утверждает, что он слеп. В его руках трость, которая сразу же привносит смятение в ряды студентов, так как в учебном заведении ее использовать запрещено. Дон Пабло — директор — считает, что даже если человек не может видеть, это не мешает ему радоваться всем благам жизни. Незрячие студенты отлично ладят между собой, учатся, занимаются спортом, развлекаются... Их жизнь ничем не омрачена. Сам Дон Пабло женат на «ясновидящей» — значит, зрячей — Донье Пепите. И их брак — идеальный пример того, что представления о мире, морали и ценностях у всех людей абсолютно одинаковы. Но в этом, как раз, заключается один из главных вопросов спектакля: одинаков ли мир у нас — зрячих, и у них — незрячих?

— Это многоплановая пьеса, — говорит режиссер театра Университета Латвии Висвалдис Клинтонс. — Этот спектакль о всех нас, о нашей естественной «жизненной» слепоте, ведь никто не может знать наперед, что его ждет. «Ты хочешь видеть, значит, хочешь умереть», — говорит Карлос Игнасио в одной из сцен. Эта пьеса также и о тех, кто живет в своем призрачном мире, не желая видеть и осознавать реальность. Поэтому 30 лет назад в произведении видели политические аллегории.
Конфликт спектакля тоже очень жизненный. Каждый из нас видит мир по-своему, и если кто-то пытается разрушить наши представления о нем, мы сопротивляемся этому. Боимся открыть глаза, потому что знаем, что говорят правду, и понимаем, что эта правда убьет наше представление.
— Игнасио и Карлос — это две составляющие каждого из нас, — объясняет Висвалдис Клинтонс. — Игнасио — действующая составляющая. Люди, в которых стремление двигаться преобладает над страхом, развивают цивилизацию и двигают прогресс. Карлос — эта та составляющая, которая сомневается и не верит. Но всегда, когда действительность побеждает призрачные представления, осознает собственную слепоту и начинает повторять слова тех, кто открыл правду.
В спектакле есть сцены, когда кто-то из актеров зажигает спичку во тьме. Она загорается, но быстро гаснет, едва освещая лицо того, кто ее зажег. Спичка, как наша жизнь, — хрупкая, маленькая. Есть спички, которые ломаются, есть спички, которые загораются... И пусть свет он нее всего лишь на несколько секунд, но она ведь освещает тьму. А если во тьме загораются одновременно тысячи маленьких спичек, если в одно время живут и действуют сотни прогрессивных единомышленников? Так тьма превращается в цивилизацию.
Находиться в пылающей тьме — значит жить. Жить с открытыми глазами, гореть идеей и стремиться к лучшему. Даже если времени для этого совсем немного.
Непростой спектакль, поставленный на латышском, зрителям все же был понятен. Конечно, одновременно следить игрой актеров и русскоязычными субтитрами было сложно. Но именно безупречная игра установила невидимую связь между зрителями и актерами, которая так важна в любом спектакле.
Главным плюсом постановки, на мой взгляд, стала некоторая недосказанность мысли, несмотря на вполне понятный конец. Карлос повторяет его предсмертные слова Игнасио, который разбился насмерть, упав со спортивного снаряда. Эта недосказанность дает возможность зрителю самому расставить акценты в спектакле, выделить основные тематические направления и создать собственное представление о той пылающей тьме, в которой мы все находимся, пока живем.

Просмотров: 3874
Архив комментариев

busy
 

Похожие материалы